Загадки и головоломки разовьют математические навыки у детей

Загадки и головоломки разовьют математические навыки у детей
Фото: «МК в Ленобласти»/Надежда Гусарова.

В возрасте 5–7 лет у детей формируются навыки, которые в дальнейшем станут основой для освоения школьной программы. Умение анализировать, находить причинно-следственные связи, мыслить логически — всё это важно не только для математики, но и для других предметов. «МК в Ленобласти» побеседовал с педагогами, чтобы узнать, какие есть проверенные временем способы развить математические способности у детей.

Загадки

Светлана Видакас, руководитель развития проектов и сообществ в Международной школе программирования «Алгоритмика», лауреат конкурса «Учитель года России 2019», «Цифровой педагог» в 2019 году по версии ВКонтакте, рассказала, почему с малышами надо разгадывать загадки.

Во время разгадывания загадок происходит развитие логического и образного мышления, его гибкости, конечно, развития речи, но самое главное — загадки учат настойчивости, пробовать снова и снова, искать новые пути, тренируют умение упорно работать над какой-то одной задачей. Всё это — основа успешного обучения в школе, считает педагог.

У ребенка, который регулярно занимался отгадыванием загадок, точно не будет проблем с математикой и логическими задачками, их, кстати, дети обожают. Наверняка вы сами не один час потратили, размышляя, как переправить на берег козу, волка и капусту.

Первые загадки должны быть понятны малышу, а ответ очевиден, это поможет дать ребенку уверенность в своих силах, создаст ситуацию успеха. Когда загадки станут сложнее, нужно проанализировать их структуру, научить видеть важные смысловые элементы, ключевые слова, а уже потом искать логические связи между ними.

Важно не останавливаться только на разгадывании загадок, обязательно стоит начать придумывать их самим. Такой семейный досуг скрасит не один вечер.

Судоку

Ещё одним интересным и доступным инструментом поделилась Лариса Арачашвили, руководитель направления по работе с педагогами Всероссийского проекта «Цифровые навыки», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России 2019»:

Судоку — это удивительно полезное развлечение. Нужно не просто заполнить клеточки цифрами, а увидеть структуры, закономерности и взаимосвязи, уметь исключать лишнее и выделять необходимое — отличная тренировка логического мышления.

Чтобы быстро решить судоку, нужно мыслить алгоритмами, уметь разбивать крупную задачу на более мелкие подзадачи, выстраивать целую стратегию. Если регулярно решать судоку, то это поможет держать мозг в тонусе, даже улучшить работу нейронных связей.

Очень полезно давать решать судоку детям. Их можно начать решать уже в начальной школе — это поможет развивать базовые навыки счета и концентрации, а в средних и старших классах судоку поспособствует углублению математической логики. При решении судоку тренируются как раз те навыки, которые составляют базу для ИТ, инженерных и естественно-научных профессий: алгоритмическое и критическое мышление, логика, память.

И пусть решение судоку само по себе не повышает уровень IQ, но способствует развитию многих когнитивных навыков и не дает мозгу преждевременно постареть».

Математические игры

Светлана Видакас также посоветовала обратить внимание на различные игры с цифрами: например, «четное-нечетное» — это игра, похожая на «съедобное-несъедобное»: родитель или учитель называет число, а ребенок должен определить, четное или нечетное. Можно разнообразить это дополнительной активностью: например, если число четное, то ребенок хлопает в ладоши, а если нечетное — подпрыгивает или топает ногой.

Ещё один пример: дети становятся в круг и считают, например, до 10 по порядку в круге. Тот, кто должен назвать число, кратное трем, вместо этого хлопает в ладоши или подпрыгивает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру