Действительно ли современное поколение молодых работников-зумеров (от 18 до 25 лет) склонны чаще менять работу и уходить сразу, если им что-то не нравится? «МК в Ленобласти» разбирался в этом с помощью генерального директора сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru Екатерины Агаевой.
По данным опроса кадрового агентства UTEAM, 43 процента зумеров увольняются раз в год, ещё 15 процентов — раз в полгода. Причина такого поведения — желание повысить заработок.
Кадровый голод сделал рынок труда рынком соискателей. Теперь не компании выбирают кандидатов, а кандидаты — работодателей. В гонке за сотрудников организации повышают зарплаты. Только за 2024 год среднее денежное вознаграждение выросло на 46,1 процент — с 69 710 рублей в январе до 101 851 рубля в декабре, согласно данным сервиса по поиску работы GdeRabota.ru. Поэтому зумеры увольняются в надежде повысить свою зарплату на 10 процентов и более.
При этом у зумеров мало сдерживающих факторов оставаться долго на работе со стабильным заработком. Например, у большинства из них нет семьи или ипотеки, которые требуют больших расходов. Также тренд часто менять работу уже не выглядит как признак нестабильного поведения. Напротив, для эйчаров (сотрудников рекрутинговых агентств) это показатель, что молодой человек многое попробовал в жизни и понимает, чем именно он хочет заниматься.
Верна ли тактика такого поведения или имеет смысл подождать, пока пройдет «притирка» и временные трудности пройдут?
Всё больше работодателей сталкиваются с «голыми увольнениями» — ситуация, когда зумер ушёл с работы одним днем и даже не предупредил начальника. Это происходит из-за особенностей поколения Z. Например, для них характерно избегание даже незначительных проблем. Это связано с более высоким уровнем тревожности. По данным опроса ВЦИОМ, 35 процентов респондентов в возрасте от 18 до 24 лет нуждаются в психологической помощи.
Также у зумеров нет привязанности к интересам компании. Если их ценности и ценности бизнеса не совпадают, то молодёжь не держится за место. При нарушении личных границ или интересов зумер легко попрощается с работодателем. Поэтому также важно компаниям выстраивать личный бренд и корпоративную культуру.
Как быть работодателю, который вкладывает силы в обучение сотрудника, а тот вскоре уходит? Стоит ли менять стратегию обучения и поведения? Или пора менять отношение к ситуации?
Для работодателей частая смена работы сотрудников невыгодна. Они вкладывают средства в обучение, а как только работник вливается и приносит результаты, ему приходится искать замену.
В условиях дефицита кадров процесс найма становится ещё более дорогостоящим и длительным. Однако, чтобы удержать зумеров, нужно понимать, какого работодателя они хотят видеть. Например, многим важно, чтобы ценности компании и их собственные совпадали. А также у молодого поколения в приоритете комфортная атмосфера в офисе и гибкие условия труда.
Удержать зумеров поможет грамотная адаптация на рабочем месте. За каждым новым сотрудником закрепляется наставник, который вводит в курс работы. Так молодому поколению проще разобраться с бизнес-задачами, а в процессе комфортного взаимоотношения с ментором повышается их лояльность к компании.
Можно ли дать прогноз на ближайшие годы, что работодателям придется подстраиваться под новое поколение работников в условиях кадрового дефицита?
Постепенно на рынок труда выходит всё больше зумеров. В условиях нехватки рабочих рук компаниям придётся подстраиваться под новое поколение. Если у работодателя больше нет возможности повышать зарплату, то он будет предлагать бонусы от компании. Например, введёт расширенный соцпакет, полис ДМС, большие скидки на услуги компаний-партнёров.
Новому поколению важна обратная связь от работодателя и его помощь в построении карьеры. Так, по данным опроса LinkedIn, 94 процента сотрудников не уволились, если бы работодатель инвестировал в развитие их навыков. Поэтому для удержания кадров компаниям придётся инвестировать ещё больше средств в их обучение.
Также одним из трендов ближайших лет станет развитие корпоративной культуры. Компании будут вкладываться в свой бренд и ценности. А когда ценности организации и сотрудников совпадают, это повышает вовлечённость команды и производительность труда.