Новая территориальная схема ударит по дорогам и кошелькам

Новая территориальная схема ударит по дорогам и кошелькам
Строительство КПО 'Кингисепп. Фото: пресс-служба прокуратуры Ленобласти.

Проект территориальной схемы по обращению с отходами снова столкнулся с критикой. Одно из основных изменений терсхемы – это решение о транспортировке мусора из восьми южных районов к полигону в Ивангороде и комплексу в Кингисеппе. Оба объекта находятся под контролем областного оператора АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Будущее работы комплекса «Кингисепп» продолжает вызывать опасения у местных жителей с момента старта строительных работ, о которых стало известно в июне 2023 года. Проект предполагает возведение объекта на площади свыше 56 гектаров с изначальной мощностью 200 тысяч тонн отходов в год, позднее увеличенной до 300 тысяч тонн. Со второй попытки проект получил положительное заключение, но в случае, если ввод не будет завершен до января 2025 года, отходы направятся на полигон Ивангорода совсем небольшой вместимости. УК ООЛО утверждает о наличии возможностей для приема 300 тысяч тонн отходов из Санкт-Петербурга – однако остается загадкой, как планируется размещать столько мусора на объекте, рассчитанном на объемы в разы меньше заявленных. Региональный оператор выражает оптимизм, уверяя в завершении строительства и соблюдении всех необходимых согласований по закону.

Проблемным до сих пор остается и вопрос логистики. Отдельной дороги к «Кингисеппу» нет. Первоначальный план подразумевал создание пути от трассы «Нарва», но проектная документация пока не разработана, и строительство не начато. Вместо этого мусор будут возить по поселковой дороге через деревню Первое Мая. Около 100 машин в день, каждая весом свыше 20 тонн попросту уничтожат не предназначенное для таких нагрузок дорожное покрытие.

С полигоном «Ивангород» ситуация такая же: специального пути к объекту нет, а существующие находятся в ужасном состоянии. Региональный оператор не считает ситуацию критической, заявляя о планах разработки проекта для альтернативного маршрута за свой счет и передаче его Ленинградской области в 2025 году. Однако возникает вопрос о целесообразности такого подхода, учитывая, что 25% акций оператора находятся в государственной собственности. «МК в Ленобласти» намерено уточнить информацию о выделенных средствах на строительство дороги к КПО «Кингисепп» в 2025 году в финансовом комитете Ленинградской области.

Перенаправление потоков естественным образом удлинило транспортное плечо. А это дополнительные затраты. Какие – регоператор даже не в состоянии определить.

«Увеличение транспортного плеча, безусловно, повлечет увеличение затрат регионального оператора на транспортирование ТКО, размер которых в настоящее время определить не представляется возможным», – сообщили в компании. (В соответствии с документами закупочных процедур, которые проводит областной регоператор в настоящее время, стоимость транспортирования увеличилась вдвое, по сравнению с текущим периодом – прим. ред.).

В то же время в УКООЛО подчеркнули, что обладают достаточной финансовой устойчивостью и ресурсами для того, чтобы организовать работу в соответствии с параметрами новой терсхемы, а снизить размер расходов поможет перегрузочная станция. 165 тысяч тонн отходов на некоторое время будут «оседать» в Войсковицах, а затем отправляться автопоездами в Кингисеппе.

Участок в Войсковицах, где планируется перегруз мусора из Тосненского, Волосовского и Гатчинского районов, принадлежит ООО «Звезда». Он сдан в аренду ООО «Содружество», а субарендатор — АО «Автопарк № 6 Спецтранс», опорный партнер регоператора. Компания получила контракт на вывоз мусора на 11,6 млрд рублей. Ожидается аукцион на вывоз отходов из Тосненского района с начальной ценой в 1,26 млрд рублей – вероятным победителем станет «Автопарк № 6 Спецтранс».

В апреле 2024 года Росреестр установил, что участок, который обозначен как мусороперегрузочная станция, имеет разрешенный вид использования для промышленных объектов. На площадке обнаружена установка для перевалки отходов, что может указывать на нарушения ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ. Согласно законодательству, мусороперегрузочные станции должны располагаться на участках с разрешением на специальную деятельность, чего у ООО «Звезда» нет. Также действующие СанПиН указывают на минимальное расстояние в 100 метров до жилых домов и размещение таких станций с подветренной стороны. Мусороперегруз должен быть оборудован системой ливнестоков с автономным очистным сооружением. Администрация Войсковицкого поселения и Гатчинского округа, в свою очередь, требуют исключить объект из схемы, указывая на близость к жилым домам.

На вопрос о возможном удорожании платы за услугу для жителей регоператор в публичном поле пока отмалчивается, хотя тариф неизбежно вырастет – и в первую очередь это ощутят обычные люди, у которых нет возможности прибегнуть к помощи акционеров.

Жители Ленобласти уже давно вынуждены платить очень большие суммы за вывоз отходов, несмотря на некачественную работу регоператора. Нерегулярный вывоз, непомерное количество свалок, навалы строительных и крупногабаритных отходов, постоянная грязь – на все это жалуются. Пристальное внимание и от органов власти – совсем недавно прокуратура обнаружила нарушения и оштрафовала УК ООЛО. Кратное увеличение расходов на фоне изменений в терсхеме и в целом удорожании всех услуг и товаров, вероятно, сильно отразится в квитанциях жителей области.

Новый проект территориальной схемы выглядит самонадеянно. С жителями договорятся, потоки перераспределят – но сможет ли областной регоператор «вывезти» в прямом и переносном смыслах? Готова ли компания к новой терсхеме с учетом дефицита инфраструктуры? Оптимизм УКООЛО вызывает улыбку – но не у жителей области, которым придётся больше платить. Остается только узнать – а их кто-нибудь спросил?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру