Нужны химики и инженеры
По итогам первых девяти месяцев 2024 года индекс промышленного производства в Ленинградской области составил 108,6%. Наибольший рост показали химическая отрасль (прирост составил 17,6%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (увеличилось на 45,4%), резиновых и пластмассовых изделий (на 25,7%), электрического оборудования (на 34,1%).
По словам заместителя председателя правительства Ленинградской области — председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрия Ялова, положительная динамика обеспечивается внутренним спросом и наличием государственных заказов.
Одновременно с быстрым производственным ростом увеличивается спрос на профессиональные кадры. Последние сегодня в дефиците. По мнению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, закрыть дефицит по рабочим специальностям сейчас можно за счет трудоустройства мигрантов. Но создавать условия для взращивания своих высококвалифицированных специалистов необходимо уже сегодня.
«Можно воспользоваться и временным привлечением рабочих рук, тех, кто не требует большого обучения и больших затрат. Но своих детей, наших школьников мы должны прежде всего ориентировать на те специальности, которые дефицитны, требуют высокой квалификации, затрат и инвестиций», — заявил Александр Дрозденко в ходе последнего заседания правительства Ленинградской области 24 октября.
Предлагать профессии на выбор начнут с 6‑го класса
С докладом о реализации единой модели профориентации в системе образования Ленинградской области выступила председатель комитета общего и профессионального образования Вероника Реброва.
«Нам предстоит создать региональное профессиональное образовательное пространство, в котором мы будем полноценно формировать не только будущего гражданина, но и будущего труженика, ориентированного на труд на благо и своей страны, и своего региона», — хоть и немного пафосно, но по существу начала свою речь Вероника Реброва.
По словам чиновницы, цепочка адресной специализации стартует со школьной скамьи, и чтобы в будущем учащийся не прервал ее и не перешел, уже отучившись, на работу в другую сферу, система урочного и внеурочного профессионального ориентирования в ленинградских школах должна быть максимально качественной. Проект «Профориентация» — один из самых нужных и сложных, считает Вероника Реброва.
В соответствии с документами стратегического планирования Минпросвещения, с 2023 года во всех школах страны вводится единая модель профориентации, включающая семь ключевых компонентов. Первые пять — это урочные и внеурочные профориентационные занятия с учащимися 6–9 классов, взаимодействие с родителями, практико-ориентированный модуль и дополнительное образование. То есть не только экскурсии на предприятия, рассказ о профессиях и встречи с интересными людьми, но и профессиональное изучение отдельных предметов смежных специальностей. Например, информационных технологий, которые сегодня востребованы практически во всех отраслях национальной экономики. А с 10‑го класса уже должна начинаться углубленная профориентационная работа. В образовательную программу интегрируются более сложные модули, один из которых экспериментальный — «первая профессия школьника».
По словам Вероники Ребровой, именно в школьном возрасте, и это научно установлено, происходит профессиональное самоопределение и уточнение социально-профессионального статуса. К 17 годам у подростка уже формируются профессиональные намерения, которые школа обязана поддержать, ведь в конечном итоге цель учащегося — успешно сдать вступительные экзамены в вуз, получить специальность и трудоустроиться в понятную ему отрасль, на понятную должность. Для этого уже в старших классах необходимо профессиональное изучение предмета.
«В основе нашей региональной концепции — общая расширенная профессиональная ориентация 6–9‑х классов. Но ключевой акцент мы ставим на 10–11‑е классы. Определены ведущие профориентационные направления (химико-биологическое, инженерное, аграрное, психолого-педагогический профиль, военное, культура и туризм, сфера услуг)», — рассказала председатель комитета.
В пилотном режиме в Ленинградской области уже реализуется кластерный подход через создание учебных образовательных отраслевых кластеров по линейке: школа — учреждение среднего профессионального образования — вуз — работодатель. В задачах 2024 года организовать работу первых 10 кластеров в коллаборации с ведущими вузами и предприятиями. Уже заключены соглашения с СПбГУ, петербургским Политехом, ЛЭТИ, Морским университетом, ГИЭФПТ (институт экономики, финансов, права и технологий), педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Ленинградским университетом им. А. С. Пушкина, Аграрным университетом. Уже создан судостроительный кластер совместно с Выборгским судостроительным заводом, «Еврохим»-кластер, «Фосагро»-кластер.
«Наша задача — разработка методик и планов учебной работы, расширение часов по отдельным программам, профориентационные мероприятия, инфраструктурные листы по каждому профилю класса на оснащение соответствующим оборудованием. Разработка коробочных решений, которые впоследствии могут быть использованы во вновь открывающихся классах», — рассказала Вероника Реброва.
Самый первый профориентационный комплекс Ленобласти — судостроительный. Программа реализуется уже три года, и можно судить о первых результатах, привела пример Реброва. В качестве профильных предметов школьники изучают физику, математику, информатику. В рамках внеурочной деятельности — радиоэлектронику. Программы дополнительного образования включают обучение основам морской робототехники и судомоделизма. Какой бы в конечном итоге выбор ни сделали школьники, навыки первой профессии (сборщика, такелажника, слесаря-судоремонтника) у них уже будут.
По тому же принципу организован пилотный агрокластер. В проект вошли пять школ из Выборгского, Лужского, Ломоносовского и Тосненского районов. В числе партнеров — Аграрный университет и три профессиональных техникума, а также крупнейшие сельхозпредприятия региона: компания «Роскар», ООО «Птицефабрика Ломоносовская», ООО «Племенной завод «Урожай». Методическую платформу с тематическим контентом для урочной и внеурочной деятельности предоставил Россельхозбанк.
Новый кластер «Инженерные классы электротехнической направленности» появился в Ленобласти в 2024 году. Заинтересованность в проекте подтвердили АО «НПП «Краснознаменец», Светогорский ЦБК, гатчинский авиаремонтный завод. Поддержку оказывает петербургский вуз ЛЭТИ и областные техникумы.
Школы должны смотреть на потребности экономики региона
«В этом году в Ленинградской области новая практика — “Первая профессия школьника”. Это когда наши учреждения среднего профессионального образования обучают школьников 144 часа по профессиям, смежным с профилем профессионального плана», — рассказала Вероника Реброва.
В числе направлений: «Цифровой куратор», «Вожатый», «Рабочий зеленого хозяйства», «Маляр», «Швея», «Дорожный рабочий», «Рабочий по уходу за животными» и другие. На поддержку программ выделены бюджетные средства. В 2024 году обучение пройдут 750 школьников (для этого выделено дополнительно 9,5 млн рублей), 2025 году к программе планируется привлечь 1300 учащихся (объем дополнительного финансирования — 15,5 млн рублей).
В текущем году в Ленинградской области уже открыто 146 предпрофессиональных классов, а до 2027 года их количество возрастет до 400 классов. В идеале, по словам председателя комитета общего и профессионального образования, в каждой школе региона должно быть открыто не менее одного профильного предпрофессионального класса.
«Вы считаете, это то, что востребовано?» — спросил председателя комитета Александр Дрозденко.
По мнению главы региона, формулировка «рабочий зеленого хозяйства» может отпугнуть школьника.
«Он не должен думать, что его жизнь закончена. Должна быть ориентация на высшие достижения. На это не хочется тратить бюджетные деньги», — отметил Александр Дрозденко.
«Это перечень программ. Ключевые потребности определены в составе экономики региона. Классы открываются в этой логике. Дальше школа должна дать первичные рабочие навыки, и они выбираются из списка смежных специальностей. Почему мы представляем кластерную схему, замкнутую именно на работодателе? Для того, чтобы школа в коллаборации с работодателем готовила и ориентировала на те специальности, которые нужны на территории региона. Определены шесть приоритетных профессиональных профилей», — прокомментировала Вероника Реброва.
Эксперт пояснила, что направления отраслевой профориентации были сформулированы после консультации с экономическим блоком правительства Ленобласти. Однако само по себе школьное образование не готовит специалистов. Ученикам нужно помочь определиться с выбором профессии к окончанию школы. Поэтому задача учителей — формировать предпрофессиональные намерения учащихся и рекомендовать приоритетные направления, которые ориентированы на потребности родного региона.
«Принимается, — поддержал губернатор. — Необходимо, чтобы возвращались (на работу. — Прим. ред.) в Ленинградскую область на понятную зарплату и на понятную должность».
Вероника Реброва подчеркнула, что оценкой эффективности программы по профориентации является процент поступивших в техникумы или вузы по выбранной специальности. Например, судостроительные классы уже могут похвастаться тем, что 80% первых выпускников поступили на технические специальности на бюджетные места.
По словам Вероники Ребровой, сами школы должны ориентироваться на потребности региональной экономики. К тому же по закону каждое учебное заведение само определяет образовательную программу. «Мы что, на откуп школам это отдаем? А если директор встанет и скажет: не хочу этим заниматься? Удивительно и не совсем правильно», — отреагировал Александр Дрозденко и призвал комитет стать эффективным проводником государственной политики в сфере образования в регионе.
Вероника Реброва заверила главу региона, что ситуация под «фактическим контролем комитета». Школы заинтересованы в создании классов профессиональной предподготовки. В этом году благодаря гранту губернатора Ленинградской области уже пять школ-победителей получили по 10 млн рублей на оснащение инженерных классов. И комитет намерен просить главу региона об увеличении финансирования.