Дорогой длинною и дорогующею: «мусорная» реформа Ленобласти пробуксовывает на полигонах

Дорогой длинною и дорогующею: «мусорная» реформа Ленобласти пробуксовывает на полигонах
Фото: МК в Ленобласти

В Московской области завершил свою работу Российский экологический форум. Центральным вопросом повестки стал денежный: как и насколько нужно увеличивать тарифы на услугу по обращению с отходами, чтобы регоператоры чувствовали себя комфортно, а население не слишком сильно взволновалось.

Свои «головные боли» обозначил генеральный директор АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» Антон Бучнев. Ему категорически не хочется заниматься обслуживанием контейнерных площадок – в настоящее время рассматривается вопрос о закреплении ответственности за создание и содержание контейнерных площадок за региональными операторами на законодательном уровне.

«Якобы многие поддерживают идею о том, что контейнерные площадки надо передать региональному оператору, а дальше каким-то образом то содержание будет компенсировано. О какой компенсации мы говорим, если у нас даже сегодня существующие затраты существенно, кратно превышают индекс потребительских цен, на которые повышаются тарифы?» – возмутился Антон Бучнев в ходе сессии «Организационно-экономические проблемы функционирования региональных операторов по обращению с ТКО в России» РЭФ.

Беспокойство главного по «мусорной» реформе в Ленобласти понять можно. В настоящее время УКООЛО перезаключает контракты с перевозчиками, в расчетах – почти 50-процентное увеличение стоимости.

Как пояснили «МК в Ленобласти» в пресс-службе областного регоператора, увеличение стоимости транспортной работы по вывозу отходов связано с тем, что с января 2025 года половина от общего объема образования ТКО в регионе «поедет» в направлении нового полигона в Кингисеппском районе.

«В связи с вводом КПО «Кингисепп» для отдельных районов Ленинградской области транспортное плечо увеличится, что будет учтено в договорных отношениях регионального оператора и перевозчиков», – заявили в УКООЛО.

Действительно, согласно новой редакции территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области 293 тыс. тонн областного мусора в 2025 году из Тосненского, Гатчинского, Волосовского, Ломоносовского, Лужского, Сланцевского, Кингисеппского районов и города Сосновый Бор «двинется» в направлении Кингисеппа. Для примера – транспортное плечо от столицы Ленобласти Гатчины – свыше 100 километров, что, безусловно, скажется на стоимости платы для населения.

Еще одним «плюсовым» значением в тарифном решении для УКООЛО станет инвестиционная составляющая. По данным ППК РЭО, сметная стоимость строительства КПО «Кингисепп» – 3,5 миллиарда рублей. В областном регоператоре говорят – больше 4 миллиардов. Какую сумму окончательно заложат в тариф пока неизвестно, но ясно, что на плате скажутся и дополнительные операции с отходами – сортировка мусора и обезвреживание. Допуслуги, которые будет оказывать Ленинградской области «флагманский» комплекс УКООЛО тоже надо будет тарифицировать.

О том, насколько эффективной станет работа КПО «Кингисепп» – судить пока преждевременно. О радости по поводу окончания строительства на полях Российского экологического форума доложил член совета директоров УКООЛО Алексей Пименов (до 2021 года он возглавлял отраслей комитет в администрации Ленобласти). Впрочем, окончание строительства не всегда тождественно разрешению на эксплуатацию объекта.

Объект хоть и выглядит достроенным, лицензию и разрешение на ввод в эксплуатацию пока не получил. В государственный реестр объектов размещения отходов тоже не включен. Как сообщили в УКООЛО, ожидаемый срок полноценного запуска комплекса – первый квартал 2025 года.

Даже если не получится, новые «ароматы» жители Кингисеппского района все равно получат. Рядом с участком, где расположился КПО «Кингисепп» «притаился» еще один полигончик. В мусорной терсхеме Ленобласти он проходит под кодовым названием «Полигон ТБО г. Ивангород». Реконструкцию старой свалки в промзоне «Фосфорит» областной регоператор завершил еще несколько лет назад, но мусор на объект, готовый к захоронению отходов, до поры не направляли.

Теперь повезут точно. При этом скорее всего, процесс доставки отходов хоть на старый, хоть на новый полигон окажется крайне утомительными для жителей Кингисеппского района. Пока верстали сметы, вели стройку и перекраивали терсхему, «подзабыли» про необходимость построить к объекту отдельную автодорогу. Специальный подъезд должен был быть организован со стороны трассы «Нарва». Это позволило бы завозить отходы напрямую, минуя слабенькие поселковые дороги Большелуцкого сельского поселения, не рассчитанную на большой траффик большегрузов.

Однако проект до сих пор не готов и не имеет заключения экспертизы. Впрочем, в УКООЛО не огорчаются: «денежные средства на строительство дороги заложены в бюджете региона на 2025 год».

Пока же мусоровозы подрядчиков АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» будут следовать на объект через населенные пункты Кингисеппского района. С траффиком, приблизительно, 100 машин в сутки. Новость для жителей деревни Первое мая не очень приятная, но ради экологического благополучия целого региона придется потерпеть.

Аналогично терпением нужно будет запастись также жителям Гатчинского и Тосненского районов – в этих локациях в 2025 году разместят порядка 1,6 миллиона тонн твердых коммунальных отходов из Петербурга. По хорошему для решения этой задачи Невскому экологическому оператору нужна собственная инфраструктура, но решить вопрос с властями Ленобласти у Смольного пока не получается.

За три года работа петербургскому региональному оператору удалось возвести пока только КПО «Волхонка». Сортировочные мощности комплекса - 600 тысяч тонн в год, но проект не предполагает наличия полигона (захоронение мусора в границах городов запрещено законодательно). В Ленобласти, которая в рамках заключенного соглашения с Петербургом приняла на себя обязательство принимать на размещение городские объемы, пока намечается только КПО «Островский» в Выборгском районе. НЭО старается изо всех сил, но защитным щитом встали местные жители. Административный ресурс Ленобласти, поговаривают, тоже на их стороне.

Определенный интерес к затягиванию сроков строительства собственной инфраструктуры НЭО просматривается и со стороны АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

«Финансовая модель КПО «Кингисепп» была построена исключительно на загрузке отходами Ленинградской области, тем не менее, техническая возможность разместить отходы Санкт-Петербурга на объекте есть», – сообщили «МК в Ленобласти» в УКООЛО.

Также расчет на петербургский мусор просматривается в проекте еще одного инфраструктурного объекта, который планирует построить областной регоператор – КПО «Рахья». Технические характеристики комплекса предусматривают обработку 300 тысяч тонн мусора в год и захоронение порядка 450 тысяч тонн отходов в год, включая «хвосты» сортировки с других объектов. «Логистический намек» – на отходы от КПО «Новоселки». Невский экологический оператор уже оформил аренду на земельный участок в поселке Левашово на севере Петербурга и готовится построить комплекс в кратчайшие сроки. Однако, как и с КПО «Волхонка» проект не предполагает карт для захоронения мусора.

Несмотря на то, что, согласно стратегическим планам властей Ленобласти, КПО «Рахья» должен возникнуть уже в 2025 году, проект до сих пор не получил искомых экспертных заключений. По данным «МК в Ленобласти», главгосэкспертиза вернула документацию на доработку, а с рассмотрения экспертной комиссии Росприроднадзора проект отозвал сам заказчик. При этом общественная экологическая экспертиза уже обнаружила в проектной документации кучу несоответствий.

Не остаются в стороне и жители Всеволожского района Ленобласти. Построить КПО «Рахья» планируют недалече от Ладожского озера. Активисты боятся, что это не только испортит им отдых и «убьет» любимую рекреационную зону, но и приведет к вымиранию краснокнижной ладожской кольчатой нерпы. А это серьезно.

В АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» говорят, что ввод в эксплуатацию КПО «Рахья» позволит вывести из обращения давно переполненную свалку в деревне Лепсари. Объект не имеет экологического соответствия, но продолжает функционировать по специальному разрешению Росприроднадзора в связи с дефицитом мощностей по размещению отходов в регионе.

Согласно действующему законодательству, работа подобных ООО «Полигон ТБО» и ООО «Авто-Беркут» объектов (не имеющих требуемой разрешительной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы) разрешена только до 2026 года. Впрочем, судя по контрактной работе областного регоператора, там рассчитывают «зарабатывать» на свалке подольше.

В соответствии с документацией, размещенной на сайте госзакупок, УКООЛО ищет подрядчика по транспортированию отходов из Всеволожского района на полигон в Лепсари на срок до 2029 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру