Контрольные даты
В Ленинградской области подведены итоги конкурсов на регулярные пассажирские перевозки по межрегиональным и межмуниципальным маршрутам. Об этом рассказал председатель комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк в ходе пресс-конференции ТАСС.
Компании-победители уже получают авансы — 15% от общей суммы транспортной работы на пять лет. На эти деньги необходимо до 1 декабря 2024 года завершить обновление парка подвижного состава и доукомплектовать его необходимым оборудованием в соответствии с требованиями администрации Ленинградской области.
«В рамках реформы мы обновляем не только подвижной состав, но и принципы учета транспортной работы», — заявил Михаил Присяжнюк.
По словам главы областного Комтранса, работа ведется в двух основных направлениях: по модернизации подвижного состава и системы контроля за транспортировщиками на регулируемых маршрутах пассажирских перевозок и на коммерческих маршрутах.
С 1 февраля 2024 года на обновление парка подвижного состава для обслуживания регулярных рейсов было выделено более 1,5 млрд рублей. Порядка 1 млрд составили заемные средства, взятые в кредит Ленобластью, остальное в модернизацию техники вложили перевозчики. Уже закуплено 70 единиц новых автобусов большого класса, соответствующих всем современным экологическим нормам. В планах региона довести количество новых автобусов до 450 единиц.
«Нас часто спрашивают, почему мы обновляем подвижной состав в основном на маршрутах, связывающих ближайшие районы Ленобласти с Санкт-Петербургом. Потому что здесь сосредоточена основная маятниковая миграция и основной пассажиропоток — порядка 80% всего перемещения населения. Сейчас принято решение о распределении поступивших новых автобусов и в другие районы: на Подпорожское, Приозерское, Тосненское и Гатчинское направление», — рассказал Михаил Присяжнюк.
Выплату 15% от общей стоимости контрактов на пять лет глава ведомства назвал «большими деньгами». Он рассказал, что перевозчики также должны укомплектовать новый подвижной состав мониторинговыми системами, цифровыми сервисами, средствами безопасности.
Удобство оплаты
Во-первых, все новые автобусы должны быть оборудованы системами интеллектуального видео с возможностью подсчета пассажиров. То есть над каждой входной дверью должны появиться камеры, которые будут фиксировать и анализировать количество заходящих и выходящих людей, а также заполнение автобуса. В режиме онлайн данные будут передаваться в комитет. Это, по словам Михаила Присяжнюка, позволит оперативно принимать решения об изменении маршрутной сети, интервалов движения транспорта и так далее. Также новый подвижной состав должен быть оборудован системами безопасности.
Во-вторых, во всех новых автобусах должны быть установлены стационарные валидаторы. Они хорошо зарекомендовали себя в Петербурге. По словам главы комитета по транспорту, Ленобласть пристально следит за работой коллег из Северной столицы: оборудование автобусов стационарными валидаторами облегчает проход пассажиров в салон и снижает время, которое люди затрачивают на посадку и высадку.
Приниматься к оплате должны все возможные средства: льготные проездные документы, транспортные и банковские карты. В перспективе — появление возможности оплаты проезда мобильными устройствами.
«Конечно, технологии развиваются, и для некоторых категорий пассажиров даже банковская карточка уже не часто применимое платежное средство», — прокомментировал заместитель руководителя Леноблтранса Владислав Самойлов.
Для технически продвинутых жителей области в регионе разрабатывают системы онлайн-сервисов пассажира. Речь идет о мобильном приложении, которое позволит не только предварительно купить билет и, сохранив его в смартфоне, оплатить поездку, но и отслеживать движение автобуса по маршруту: остановки, скорость движения транспортного средства и другое. Такое приложение должно появиться в январе 2025 года.
Также приложение обеспечит обратную связь пассажира и ответственных за транспорт в Ленобласти. Можно будет оценить, насколько комфортно прошла поездка и соблюдал ли перевозчик расписание.
Михаил Присяжнюк обратил особое внимание на то, что, в отличие от Санкт-Петербурга, в Ленобласти используется две системы тарификации: с фиксированным и зонным тарифами.
«Обращу внимание на необходимость двойного прикладывания (будь то банковская карта или льготные проездные документы) к валидатору. Прикладывать карточку надо два раза — в начале поездки и при выходе, — чтобы мы посчитали, сколько зон проехал пассажир. Если второго прикладывания не будет, с карточки спишется полная стоимость поездки со всеми зонами. При условии оплаты проезда единым социальным проездным билетом Ленобласти система сработает по-другому: деньги недополучит перевозчик», — пояснил Михаил Присяжнюк.
В целом же, по словам представителей Комтранса, будущие поездки ленинградцев и гостей области по региону должны быть комфортными и безопасными. Предусмотрены и условия для людей с ограниченными возможностями: в частности, подключение системы «Говорящий город» для слабовидящих пассажиров.
Перевозчики в онлайн-прицеле
Важнейшей задачей реформирования системы пассажирского транспорта в Ленинградской области, по словам Михаила Присяжнюка, стало расширение функций контроля за исполнителями регулярных рейсов.
«Если мы платим деньги, мы можем и требовать», — заявил глава областного Комтранса.
Уже завершены переговоры с компанией, которая переформатирует работу областной ГИС «Автоматизированная система оплаты проезда». Теперь, по словам Михаила Присяжнюка, система будет «не только считалкой».
Почти год потребовался комитету Ленинградской области по транспорту для создания «цифрового двойника» карты Ленинградской области, позволяющего наложить маршруты общественного транспорта на реальную карту дорог региона. Теперь движение автобусов можно контролировать онлайн. Более того, в контрактах с перевозчиками предусмотрено внедрение и использование в транспортном средстве системы самодиагностики всех приборов. Если не работает валидатор — сразу прилетит штраф, а за проступки серьезнее можно и в реестр недобросовестных поставщиков попасть.
Например, Михаил Присяжнюк припомнил возникшие в августе этого года претензии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области к возрасту подвижного состава, указанному в конкурсной документации на выбор подрядчиков для пассажирских перевозок. УФАС заблокировало определение исполнителей по пяти конкурсным процедурам общей стоимостью 990 млн рублей. Согласно предписанию антимонопольного органа, комитет установил избыточные требования к участникам аукциона, в частности, о выводе на линию исключительно новых автобусов.
По словам главы Леноблкомтранса, случившееся — ни в коем случае не спор с УФАС, а диалог. Однако региону нужен новый подвижной состав, оборудованный определенным образом. Если к 1 января кто-либо из победителей аукционов оставит на линии автобусы, которые ранее уже использовались, то окажется в реестре недобросовестных поставщиков или попадет под серьезные санкции со стороны субъекта РФ. Михаил Присяжнюк подчеркнул, что Ленинградская область регулярно ведет работу по открытию новых маршрутов, но иногда эта работа упирается в возможности дорожной инфраструктуры. Так, в настоящее время принято решение о введении в поселке Новосаратовка новых маршрутов с автобусами среднего класса. Но уже через год на рейсах здесь может появиться подвижной состав большей вместимости — это зависит от состояния улично-дорожной сети: будет ли возможность для разворота автобуса особо большой вместимости, не вылезет ли он при развороте на встречную полосу.
«Стараемся использовать ту максимальную вместимость, которая проедет по существующим дорогам. Надо учитывать особенности дорожной сети», — заявил Михаил Присяжнюк.
Также глава областного комитета по транспорту призвал муниципальные органы власти последовать примеру региона и задуматься над формированием транспортного бюджета с новым составом недавно избранных советов депутатов. Михаил Присяжнюк привел в пример Гатчинский муниципальный округ, где на обновление парка подвижного состава выделили 3,5 млрд рублей.
«Это достаточная сумма для того, чтобы в течение пяти лет оказывать жителям качественную транспортную услугу», — заявил Присяжнюк.
Глава Комтранса Ленобласти добавил, что перевозчики могут выбрать любого производителя автобусов, главное, чтобы соблюдались прописанные в договорах с регионом параметры. Аналогично и по используемому виду топлива: каждый перевозчик сам считает экономику своей работы, выбирая транспорт, работающий на бензиновом, дизельном или газомоторном топливе.
Напомним: на транспортную реформу в Ленобласти заложено около 8,5 млрд рублей. Планируется, что на 90 межмуниципальных и межрегиональных маршрутах Ленобласти будет работать порядка 450 новых автобусов.