Выученная беспомощность: почему в Ленобласти за пять лет не наладили вывоз бытового мусора

Выученная беспомощность: почему в Ленобласти за пять лет не наладили вывоз бытового мусора
Фото: МК в Ленобласти

В Мурино снова «мусорный коллапс». Жители в ярости, но она бессмысленна – на каждый запрос у регоператора есть объяснение и акт. Муниципальные власти мнение имеют, но повлиять на ситуацию не в силах. В комитете Ленинградской области по обращению с отходами на это смотрят философски и больше с сочувствием к регоператору. «МК в Ленобласти» разбирался, почему платить обязан каждый и регулярно, а контейнерные площадки чистые время от времени.

Раздел ответственности

В 2024 году исполняется пять лет с того момента, как Ленинградская область приступила к реформированию системы обращения с отходами, а жители познакомились с новой структурой – региональным оператором. Предполагалось – один ответственный за все, на практике – «у семи нянек дитя без глаза».

Напомним, реформа в сфере обращения с отходами, стартовавшая во всей России с января 2019 года, коренным образом изменила систему взаимоотношений в отрасли. Если раньше за оказание услуги отвечали управляющие жилищные организации и органы местного самоуправления, то с началом реформы услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами перевели в разряд коммунальных. Гарантирующим поставщиком, обязанным оказать эту услугу каждому потребителю, стал региональный оператор.

В 47-м регионе это АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», которое заключает договоры и производит взаиморасчеты либо напрямую с физическими лицами, либо с управляющими жилищными организациями. При этом за создание и обслуживание контейнерных площадок по-прежнему отвечают органы местного самоуправления (которые не имеют никаких договорных отношений ни с населением, ни с региональным оператором, а работы по санитарной очистке и благоустройству подведомственной территории осуществляют за счет средств бюджета).

В случае с многоквартирными жилыми комплексам ответственность за организацию места накопления мусора возлагается на управляющую компанию, которая взимает плату с жильцов за содержание и благоустройство. Но не за вывоз мусора. Если договоры на услугу обращения с мусором являются прямыми (заключенными между каждым конкретным собственником помещения и регоператором), то повлиять на работу последнего жилищная организация не имеет полномочий.

Непосредственно вывоз отходов с контейнерных площадок осуществляют операторы по транспортированию (специализированные перевозчики), которые имеют только заключенный договор с регоператором, но никак не связаны никакими обязательствами ни с органами местного самоуправления, ни с жителями, ни с управляющими жилищными организациями, поэтому им никто (кроме регоператора) не указ.

Работу регоператора от имени Ленинградской области должен регулировать и контролировать комитет Ленинградской области по обращению с отходами. Как сообщили «МК в Ленобласти» в ведомстве, это происходит в порядке, предусмотренном Соглашением, заключенным между субъектом и АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». Впрочем, даже беглое ознакомление с этим порядком позволяет предположить, что эффективность претензионной работы не высока. Только на подготовку ответа на жалобу, по данному Соглашению, регоператору отводится 20 дней. Ну а фактом, устанавливающим, что регоператор работает плохо и потребитель имеет право на перерасчет, вообще может быть только решение суда. Таковы особенности ленинградской архитектуры «мусорной реформы».

Заложники инфраструктуры

«Мурино утопает в мусоре, регоператор не работает», — сообщает паблик «Девяткино-Мурино-Бугры», снабжая пост красноречивым фото.

«Александр Юрьевич, до появления регионального оператора, мы в таком дерьме не сидели, обращаться к ним по-человечески бесполезно, писать им обращения бесполезно, звонить в их диспетчерскую бесполезно. Как долго ещё это будет продолжаться?» — пишет в сообществе губернатора Ленобласти другой местный паблик «Новое Мурино». К негодованию муринцев присоединяются жители Всеволожска, Бугров, Соснового Бора, Тосно и другие.

Фотографии переполненных баков и сползающих на проезжую часть отходов стали заполнять социальные сети еще с выходных и массово вылились в единый информационный поток негодования в понедельник утром. В оттепель еще хуже, чем в новогодние праздники, – за окном плюсовая температура, а, значит, фильтрат от невывезенного вовремя бытового мусора уплывает вместе с растаявшим снегом в ливневку.

Во Всеволожском районе добиться соблюдения графика вывоза регоператором бытовых отходов не могут с декабря, когда жалобы на несвоевременный вывоз отходов начали исчисляться десятками, рассказали «МК в Ленобласти» в районной администрации.

У регоператора свой топ-3 оправданий. На первом месте всегда поломка техники, на втором – неподходящие погодные условия (снег, наледь, колейность и прочие), на третьем – неправильно припаркованный личный автотранспорт. Во всех перечисленных случаях водитель мусоровоза составляет акт о невозможности оказания услуги.

В комитете Ленинградской области по обращению с отходами рассказывают об этом так. Водитель прибывает на адрес, видит препятствие (шлагбаум, машину, наледь или сугроб) и производит фотофиксацию с указанием времени и места, где сделан снимок. Это «с учетом наличия данных объективного контроля за местонахождением специализированной техники (системы ГЛОНАСС) является достаточным доказательством факта невозможности оказания услуг по вывозу ТКО», — говорят в комитете. Далее этот акт направляется в управляющие организации и органы местного самоуправления.

В муниципалитетах с тем, что водитель мусоровоза акт составляет единолично, не согласны – объективность страдает.

«Считаем недопустимым составления акта (невозможности оказания услуги) без участия управляющих компаний и органов местного самоуправления, в связи с тем, что машина перевозчика может проехать на некоторые площадки, когда машины припаркованы. Жители также могут подтвердить фото-видеофиксацией факт невывоза мусора, а также не подбор отходов переводчиком после опустошения контейнера», — сообщили «МК в Ленобласти» в администрации Бугровского сельского поселения.

Полостью солидарны с коллегами в Заневском городском поселении.

«Ответственность по зачистке (площадок) от сверхнормативного накопления (мусора) с связи с несвоевременным вывозом лежит на региональном операторе по обращению с отходами, но по факту данная проблема ложится на плечи собственника мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а в большинстве случаев - на органы местного самоуправления», — добавляют в администрации Колтушей. Там вообще считают, что региональный оператор должен комплексно отвечать за чистоту на контейнерных площадках – от вывоза строительных отходов и отработанных автопокрышек до полной зачистки прилегающей территории.

Заинтересованные повлиять не могут, способные повлиять – не заинтересованы

Отвечая на вопрос «МК в Ленобласти» о том, как можно было бы улучшить ситуацию, в администрации поселка имени Свердлова Всеволожского района заявили, что региональному оператору необходимо задуматься над увеличением количества единиц спецтехники и обслуживающего персонала перевозчика, а также все-таки обеспечивать готовность техники к работе в сложных метеоусловиях.

В Буграх категоричны - вывоз должен производиться ежедневно из всех контейнеров, даже если они не заполнены доверху. Должен быть закреплен точный график периодичности вывоза отходов по каждой площадке ТКО для организации своевременной работы управляющих компаний и органов местного самоуправления с жителями, оставляющими во дворах припаркованные машины. Кроме того, региональному оператору необходимо предусмотреть резервный парк спецтехники (в связи с постоянными поломками мусорных машин или авариями на дорогах), а также предусмотреть в экипаже дополнительного сотрудника, ответственного за подбор отходов, которые выпали при погрузке.

В администрации Заневки уверены, что заниматься решением проблем должны в областном комитете по отходам и, наконец, наладить оперативное взаимодействие между жилищниками, муниципалитетами и перевозчиками регионального оператора.

В органе власти к происходящему относятся философски. В ответ на журналистские запросы, так же как и обращения администраций муниципалитетов, комитет по отходам направляет отчеты о сложностях работы регоператора и «рисках хозяйствующего субъекта», которые несет последний. На вопрос, как организовать оперативное направление информации о невозможности подъезда в адрес жилищных организаций и местных властей, сообщают о способах получения таких сведений посредством электронной почты или мессенджеров. Также констатируют очевидное.

«У органов местного самоуправления и организаций, управляющих многоквартирными жилыми домами, отсутствуют полномочия и техническая возможность по организации эвакуации припаркованных транспортных средств третьих лиц, мешающих проезду специализированной техники оператора по транспортированию ТКО. Таким образом, в рамках представленных полномочий, заинтересованными лицами не может быть обеспечено «оперативное урегулирование ситуации», — ответили «МК в Ленобласти» в комитете. Относит ли регулирующий орган власти себя к числу «заинтересованных», неизвестно.

Право на перерасчет можно реализовать только через суд?

Сами жители разомкнуть порочный круг не могут. Каждый знает, что имеет право на благоприятную окружающую среду и чистый благоустроенный двор, но как этого добиться – непонятно. Каждый знает, что если услуга оказывается некачественно, можно требовать перерасчета, но каким способом – ясности нет.

О своих попытках получить перерасчет платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов «МК в Ленобласти» рассказал житель Мурино Павел. В течение новогодних праздников он неделю наблюдал, как копилась гора невывезенных отходов на придомовой контейнерной площадке по Ручьевскому проспекту.

Управляющая компания «Альфаком» повлиять на регионального оператора не смогла. Павлу сообщили, что регулярно подавали дополнительные заявки на вывоз мусора, «но они по какой-то причине не выполнялись». Призвать регоператора к ответу компания тоже не может, так как у жильцов многоквартирного дома заключены прямые договоры с АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Когда же Павел решил напрямую обратиться к регоператору за перерасчетом, то, к своему удивлению, получил информацию, что «согласно маршрутному журналу, предоставленному перевозчиком, вывоз в указанные даты производился». На просьбы представить доказывающие фото и видеоматериалы в ответ получил молчание — в одностороннем порядке регоператор прервал коммуникацию. В комитете по отходам Ленобласти Павлу содействия тоже не оказали, но успокоили, заявив, что ситуация нормализовалась.

«МК в Ленобласти» уже рассказывал, что, в соответствии с законодательством, допустимое отклонение от периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, утвержденной санитарными нормами и правилами, составляет: не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C. Далее граждане вправе требовать перерасчет.

В соответствии с нормами Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156), для того, чтобы зафиксировать факт нарушения региональным оператором условий договора, потребитель должен составить соответствующих акт в присутствии представителя регионального оператора. Если последний не явился, то необходимо обеспечить присутствие не менее двух свидетелей или использовать фото и видеофиксацию. В течение трех дней такой акт направляется регоператору для устранения нарушений. Копия акта направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Ранее «МК в Ленобласти» сообщал, что в Сосновом Бору антисанитарией на контейнерных площадках заинтересовалась прокуратура.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру