Пенсионер из Всеволожска не захотел возить мусор до контейнерной площадки в полутора километрах на личном транспорте и создал прецедент: теперь он собственник оформленной и согласованной по всем правилам контейнерной площадки прямо на приусадебном участке. Регоператор обслуживать ее пока не намерен, но по федеральному законодательству обязан. А в Петербурге рассказали о том, как нашли компромиссное решение похожих проблем. «МК в Ленобласти» разбирался в логике нормотворцев и практиков.
«Ближайшая к моему дому во Всеволожске контейнерная площадка находится в полутора километрах. Это не очень правильно, с точки зрения действующих санитарных норм, да и не хочется возить туда мусор на машине. К тому же не так много этого мусора в индивидуальном доме образуется: органику на грядки, бумагу и дерево – в печь, остаются, фактически, только пластики и металл. Выполнив анализ нормативно-правовой базы, я обратился в администрацию Всеволожского района и, заручившись поддержкой, - к региональному оператору – АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» с предложением заключить со мной индивидуальный договор и забирать мусор прямо у моего дома по согласованному графику с оплатой по факту образования отходов. Но получил отказ, а чуть позже судебный приказ о взыскании с меня задолженности за услугу, которую, на мой взгляд, мне не оказали. Далее я взялся за подготовку предложений по индивидуальному договору с регоператором», — рассказал «МК в Ленобласти» Владимир Малыгин.
Впрочем, как следует из пространной переписки с регоператором (есть в распоряжении редакции), позиция последнего такова: каждый в процессе жизнедеятельности образует бытовой мусор, а чтобы выбросить, можно пользоваться абсолютно любой контейнерной площадкой в Ленобласти. Естественно, оплата услуг обязательна, ведь рано или поздно мусорный перевозчик отходы где-нибудь да подберет. Договор считается заключенным на условиях публичной оферты согласно федеральному правилу. Это означает, что регоператор публикует его в открытом доступе, а потом в течение 15 дней каждый потребитель направляет в адрес компании свою заявку на заключение договора. Если этого не случилось – договор на 16 день считается заключенным по типовой форме и на общих условиях: стоимость выставляется из расчетных нормативов накопления мусора и единого тарифа регоператора.
«В администрации Всеволожского района мне сообщили, что не имеют физической возможности организовать контейнерную площадку на моей улице так, чтобы она соответствовала санитарным требованиям. Поэтому идея обустроить официальное место накопления на территории приусадебного участка в администрации справедливо рассматривается как разумное решение по обращению с мусором в тех случаях, когда организация общественной площадки в существующей застройке не представляется возможным.
Площадка спроектирована в соответствии с требованиями – бетонное покрытие, ограждение, уклон в сторону ливневой канализации. Подъезд к участку прекрасный. Конструктивную помощь и поддержку в получении согласования Роспотребнадзора мне оказали профильные специалисты районной администрации, за что я им очень благодарен, как и за оперативное включение нового места накопления отходов в реестр и схему размещения контейнерных площадок Всеволожского района»,— говорит Владимир Малыгин.
«Регоператор надлежащим образом был уведомлен о появлении новой контейнерной площадки, но заключить договор и оговорить график вывоза моего мусора, по-прежнему отказывается и по существу на поставленные вопросы не отвечает: то выставляют избыточные требования по предоставлению документов с моей стороны, то оспаривают законность решений муниципалитета», — рассказывает Владимир Малыгин.
«Реформа в сфере обращения с отходами полностью изменила конфигурацию рынка и разделила сферы ответственности. Специализированные транспортировщики отходов больше не имеют права заключать прямые договоры с жителями и юридическими лицами на вывоз бытовых отходов – это прерогатива регионального оператора, который отвечает за обращение с отходами с момента их сбора и транспортирования. Если раньше житель мог напрямую согласовать условия и график работы с перевозчиком, который предоставлял контейнеры и приезжал за ними в оговоренное время, то теперь договариваться нужно с регоператором, который непоколебимо стоит на позиции централизации своей услуги и обслуживании исключительно контейнерных площадок. При этом на части территорий Ленобласти, особенно на селе, контейнерные площадки зачастую отсутствуют и даже не могут быть построены в силу территориальных или инфраструктурных ограничений. В результате получилось, что привычная для многих система «индивидуальных» баков разрушилась, а комфортной альтернативы быстро создать не удалось. Кроме того, все вопросы накопления отходов – определения точек сбора, создания контейнерных площадок в населенных пунктах отнесены к полномочиям органов местного самоуправления», — пояснили «МК в Ленобласти» в компании «Петро-Васт» (предприятие с 2000 года работает на рынке обращения с отходами и в настоящее время является подрядчиком по транспортированию бытового мусора в трех субъектах Российской Федерации).
Запрос «МК в Ленобласти» в АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» ожидаемо ясности в ситуацию не внес. Заместитель генерального директора Надежда Снигирева сначала пространно поясняла, почему вообще не собирается отвечать на журналистский запрос, но к концу второй страницы собственного текста все-таки посчитала возможным перейти к существу проблемы. По ее мнению, заявитель уже нарушил законодательство, не подав заявку на заключение договора в 15-дневный срок со дня размещения регоператором публичной оферты. (Но тут жителя понять можно. Статус регоператора компания получила в апреле 2018 года, предложение о заключении договора опубликовала в марте 2019-го, а к реальной работе приступила еще спустя полгода после этого.) Также руководительница УКООЛО сообщила, что заявка вовсе не отвергнута, а «приостановлено рассмотрение и возвращена» в связи с некомплектностью документов. Да и вообще в договоре может быть указана только фактически существующая контейнерная площадка, а не просто адрес. Информацию о том, что площадка существует, обследована и согласована Роспотребнадзором, а также включена решением администрации Всеволожского муниципального района в реестр мест накопления, замечена как будто не была.
Суть сообщения регоператора расшифровал Владимир Малыгин: «В последнем письме, которое мне прислали, сказано, что, во-первых, я должен указать количество расчетных единиц накопления мусора. Так как, согласно муниципальному реестру способ накопления на моей контейнерной площадке определен, как бестарный, а согласно федеральному правилу и областному порядку накопления отходов можно осуществлять накопление мусора в пакеты и емкости, предоставленные регоператором, я предложил использовать 120-литровый мешок (даже сам готов профинансировать приобретение, не обременяя регоператора). Почему-то это не учли. Также мне сообщили, что я не предоставил сведения о количестве зарегистрированных в доме. Являясь собственником, я сам зарегистрирован в другом месте. При этом регоператору предоставлена нотариально заверенная выписка из домовой книги со всеми заполненными страницами. Нотариус посчитала ненужным заверение пустых страниц. Ну и, наконец, мне сообщили, что моя контейнерная площадка должна быть включена в территориальную схему обращения с отходами Ленинградской области – тут повезло, как раз идут общественные обсуждения этого документа», — рассказал Владимир Малыгин.
В региональном комитете по обращению с отходами в ответ на запрос «МК в Ленобласти» подтвердили, что «потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами», в которую площадка, обустроенная Владимиром Малыгиным, успешно включена с указанным способом накопления – «бестарным». Но несколько раз оговорились, что законодательством не предусмотрено накопление отходов вне «централизованных муниципальных контейнерных площадок» площадок. Термин «централизованная контейнерная площадка» не расшифровали. Кстати, недавно комитет переутвердил новый порядок накопления бытового мусора в Ленобласти. Там, на централизацию накопления мусора исключительно на контейнерных площадках, соответствующих санитарным нормам, сделан особый акцент, но рекомендаций для тех поселений, где контейнерные площадки отсутствуют, не содержится.
На вопрос об обеспеченности населения Всеволожского района контейнерными площадками в комитете также не ответили. Но их, по данным новой редакции терсхемы, 1131 единица. При условии, что число только зарегистрированных жителей района достигает почти 550 тысяч, получается по одной на каждые 500 человек. А всего в регионе – чуть более 10,9 тысячи мест накопления отходов. При этом в самом регоператоре утверждают, что обслуживают порядка 18 тысяч контейнерных площадок. Какие из них считаются централизованными и соответствующими санитарным нормам, еще предстоит выяснить. Впрочем, «МК в Ленобласти» уже неоднократно рассказывал, как в субъекте относятся к статистике и раскрытию информации об обращении с отходами.
Чтобы получить хоть какую-то разъяснительную информацию и комментарии в регулирующем властном органе региона, «МК в Ленобласти» обратился за комментариями в соседний субъект – Санкт-Петербург. К счастью, реформа в сфере обращения с отходами везде регулируется одними и теми же федеральными нормами, а чиновники Северной столицы оказались более отзывчивыми.
Как пояснил заместитель председателя петербургского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Казаков, если контейнерная площадка соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и территориальную схему, то ее размещение на территории приусадебного участка, требования закона не нарушает, а у регионального оператора появляется безусловная обязанность по вывозу мусора.
«Безусловно, приоритетный и наиболее эффективный метод – централизованные места накопления. При реализации централизованного метода обслуживания у потребителей возникает наименьшее количество проблем и вопросов, такой способ понятен и привычен для потребителей. Вместе с тем на территориях муниципальных образований, где распространено индивидуальное жилое строительство, практически нет централизованных общедоступных контейнерных площадок. В таких ситуациях в Петербурге применяется «сигнальный» метод обслуживания, что также предусмотрено действующим законодательством и не нарушает санитарных требований. Метод заключается в том, что по графику, согласованному с муниципальными образованиями и администрацией районов города, в определённое время спецтехника объезжает согласованные местной администрацией точки стоянки, где подавая сигнал, ожидает выноса ТКО от жителей ИЖС на протяжении 15-20 минут. Количество мест стоянок подбирается исходя из технической возможности обеспечить безопасную стоянку и с учетом количества домовладений в конкретном жилом массиве», — рассказал Иван Казаков.
«В части районов города с индивидуальной жилой застройкой предоставляется дополнительная услуга от перевозчика или управляющей организации по перемещению мусора в места погрузки или на централизованную контейнерную площадку за дополнительную оплату, — раскрыла подробности генеральный директор ООО «ПКФ «Петро-Васт» Анна Саламатова (компания обслуживает частный сектор Петербурга в Курортном и Колпинском районах). — Данная услуга является добровольной и оказывается исключительно по желанию самих потребителей. Кстати, по инициативе Невского экологического оператора, для льготных категорий граждан она предоставляется бесплатно при предоставлении подтверждающих документов. Как правило, обслуживание частного сектора в каждом районе и муниципальном округе носит постоянный характер, однако с учетом специфики каждого отдельно взятого жилого массива зачастую используются комбинации, в зависимости от достигнутых с муниципалитетом и населением договоренностей. Умение договариваться и достигать компромиссов – залог успеха любого дела, особенно такого остро социального, как оказание населению коммунальных услуг».
К сожалению, в Ленинградской области до результативного диалога между регоператором и жителями, похоже, пока далеко. По мнению Владимира Малыгина, платить за не оказанную услугу желания нет, видимо, спор с регоператором придется урегулировать в судебном порядке.
«Я готов к судебному процессу. К тому же мой опыт активно поддержали соседи и сейчас также готовятся к обустройству контейнерных площадок на своих участках», — рассказал Владимир Малыгин.
Ранее «МК в Ленобласти» рассказывал, как удивились, получив квитанции от регоператора, собственники земельных участков обанкротившегося садоводства в Мгинском городском поселении. До этого такая же история произошла с собственниками домовладений садоводства-банкрота в Ломоносовском районе.