В Ленобласти обнаружился миллион с лишком тонн бытового мусора, о котором не знают на Суворовском и не слышали в областном регоператоре. В этих структурах отчитались, что в прошлом году на территории субъекта было образовано 706,4 тысячи тонн ТКО. По официальной отчетности Росприроднадзора в два с половиной раза больше - 1 824 тысячи тонн бытовых отходов. Получается каждый ленинградец, даже младенец, мусорит примерно по тонне в год. «МК в Ленобласти» расскажет, как пробовал выяснить, чья статистика ближе к земле и играл с ответственными в «горячую картошку».
В соответствии со статистикой Росприроднадзора, Ленобласть входит в число лидеров по генерации мусора в России. Впереди – только Москва и Московская область, где в прошлом году было образовано 3,7 миллиона тонн и 5,4 миллиона тонн бытовых отходов соответственно, а также Краснодарский край (1,9 миллиона тонн мусора). Санкт-Петербург не дотягивает, в 2022 году в мегаполисе намусорили только на 1,5 миллиона тонн. В перерасчет на каждого зарегистрированного – 280 килограммов в год.
Напомним, с 2019 года в России реализуется, так называемая, «мусорная реформа». Парадигма такова: каждый производит мусор и каждый должен оплачивать его правильную утилизацию. Ответственный за этот процесс – регоператор. В 47 регионе это АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (УКООЛО).
По закону организация в течение десяти лет обладает исключительным правом на все бытовые отходы, которые производят жители, гости региона и работающие предприятия. Параллельно на компанию возложена также исключительная ответственность. За ежемесячно собираемую плату с населения Ленинградской области регоператор должен обеспечить бесперебойный вывоз бытового мусора, его сортировку и далее направить на переработку все то, что может быть возвращено во вторичный экономический цикл. Оставшееся – безопасно и экологично разместить на специализированных объектах, то есть полигонах.
На старте информационного поиска «МК в Ленобласти» направил запрос в УКООЛО с целью уточнить, какой объем мусора был вывезен с контейнерных площадок, сколько отсортировали и сколько в конечном итоге переработали, ведь именно это основная цель российской мусорной реформы. Неудачно. В регоператоре сначала сообщили, что вопросы о количестве мусора и отборе вторичных фракций вообще не относятся к их компетенции. Потом одумались. Вторым письмом продублировали уже озвученные в публичном пространстве данные о том, что регоператор собрал 706,4 тысячи тонн мусора и отсортировал 452 тысячи тонн. На вопрос о том, сколько в конечном счете передали на переработку, не ответили и потребовали от журналиста быть самостоятельным – изучить открытую статистику на сайте Росприроднадзора, да порасспрашивать комитет Ленинградской области по обращению с отходами. Потому что нет у областного регоператора «обязанности комментировать и разъяснять третьим лицам движение потоков ТКО и параметры функционирования объектов обращения с отходами».
В отраслевом комитете, как выяснилось, образовательные порывы журналистов тоже не приветствуют. Здесь так заняты, что за них вообще отвечает совершенно другой комитет областной администрации – по общественным коммуникациям. В этом органе власти тоже ценят самодостаточность – сообщили, что вся статистика у Росприроднадзора, а остальная информация в Территориальной схеме обращения с отходами Ленинградской области. Все доступно для погружения и самостоятельного изучения. О том, почему цифры не похожи друг на друга даже в приближении, не ответили.
А это интересно, потому что получается, что региональный оператор в Ленобласти обеспечивает работу только с 40 процентами от общего количества образованных ТКО. Кто отвечает за остальные 1,118 миллиона не понятно. Не совсем ясны и параметры сортировки отходов в регионе. По данным уже упомянутой выше территориальной схемы, в Ленобласти сортировку мусора могут осуществлять 29 предприятий, располагающих мощностями в сумме более, чем на 2,2 миллиона тонн в год. Почему задействованы мощности в объеме только 452 тысячи тонн не раскрывается. А ведь Ленинградская область уже могла бы обеспечить достижение целей национального проекта «Экология» и сортировать 100 процентов образуемого мусора, а заодно и помочь соседу – Санкт-Петербургу, регоператор которого пока не очень успешно пытается построить собственные обрабатывающие мощности.
И самое главное – это отсутствие информации о переработке отходов в новые товарные продукты. Ведь извлечение из мусора полезных фракций и возвращение их в экономику - цель мусорной реформы и федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Так, комитет Ленинградской области по обращению с отходами информирует в открытом пространстве о том, что на утилизацию направляет 6,9 процента (должно быть где-то порядка 48,7 тысячи тонн мусора), в официальной переписке от ответа уклоняется, а согласно данным Росприроднадзора на утилизацию (то есть вторичную переработку) в 2022 году в Ленобласти было направлено только 29 тысяч тонн отходов. Это всего 1,5 процента от общей массы образованных ТКО.
В Росприроднадзоре к «МК в Ленобласти» отнеслись милосерднее. Подробно пояснили, что ведомство является контрольно-надзорным в области охраны окружающей среды и исправно собирает статистику, которую предоставляют регоператор и другие операторы по обращению с ТКО. Иными словами, какую отчетность подали, ту и опубликовали. Вместе с тем, данная статистика является конфиденциальной и Росприроднадзор не имеет права разглашать сведения о субъектах ее предоставляющих. Подчеркнули, что ответственность за раскрытие информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами возложена на органы исполнительной власти и…. перенаправили журналистский запрос в областной комитет по отходами.
«МК в Ленобласти» напоминает, что информация о состоянии мусорной отрасли, по законодательству не может быть сокрыта. Не только потому, что экологическая безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие население – основа здоровой и процветающей нации. Но и потому, что услуга по обращению с отходами с 2019 года стала коммунальной, то есть обязательной к оплате. «Увернуться» от платежки не получится – жилищный кодекс обязывает вносить плату каждого гражданина своевременно и в полном объеме. Получится ли «увернуться» от ответственности у исполнителей реформы продолжит выяснять редакция «МК в Ленобласти».
Ранее «МК в Ленобласти» рассказывал, как мусорная свалка превратилась в крупнейший мусоросортировочный комплекс.