Более половины твердых коммунальных отходов в стране сегодня проходят сортировку, но на переработку направляется только 11,7 % бытового мусора, заявила входе специальной сессии ПМЭФ-2023 вице-премьер России Виктория Абрамченко.
«Без изменения поведенческой модели никакое самое современное развитие инфраструктуры не приведет нас к желаемому результату», — считает генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев. Что делать, когда жители готовы сепарировать отходы, но передать их дальше некому?
По словам Дениса Буцаева, когда шло обсуждение реформы в сфере обращения с отходами, были определены две ключевые задачи, как с точки зрения финансовых трудозатрат, так и важности. Речь идет о создании инфраструктуры по обращению с отходами и изменении ментальности населения.
«Поведенческая модель - это то, что может выбрать каждый из нас каждый день путем несложного выбора в пользу более экологичных товаров, более экологически ответственного поведения: сепарации своих отходов, отказа от упаковки, сдачи своих вещей во вторичный оборот, как в секонд-хэнд, так и переработку», — заявил Денис Буцаев.
Жители готовы разделять, а регоператор не сейчас
«Для мотивации активной части населения достаточно прозрачной схемы потока отходов, которые они раздельно собрали. Вовлечение детей и подростков - основная задача, вклад в будущую привычку. А те, кто не готов в логике социального благополучия принимать участие в раздельном сборе, будут и впредь требовать материального стимулирования личного вклада», — считают в группе компаний «Петро-Васт» (подрядчик по транспортированию отходов в четырех субъектах Российской Федерации, в том числе Ленинградской области).
На сегодняшний день в Ленинградской области баками для раздельного накопления отходов оборудовано не более 6,5 % контейнерных площадок. До конца года, по данным регионального оператора, планируется оборудовать еще 100-200 мест накопления. О том, что программа внедрения раздельного сбора убыточна для компании, «МК в Ленобласти» уже рассказывал.
«Я задумывалась о раздельном сборе в нашем поселке с весны 2022 года, когда мы группой активистов провели спонтанный субботник с разделением фракций. А в этом году над нами нависла перспектива строительства КПО «Островский» и понимание, какие технологии обращения с нашими смешанными отходами там будут применяться. Это привело нас к окончательному решению, что пора самостоятельно приниматься за дело», — рассказала «МК в Ленобласти» Юлия, жительница одного из СНТ Выборгского района.
Садоводство обратилось к региональному оператору Ленинградской области с просьбой об установке на территории товарищества баков для раздельного накопления отходов, но получило отказ. В соответствии с письмом за подписью генерального директора АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» Антона Бучнева (есть в распоряжении редакции), юридическому лицу запрещено устанавливать контейнеры для раздельного накопления отходов от использования товаров и упаковки. В компании указали, что на первом этапе, в соответствии с планом-графиком, согласованным комитетом Ленобласти по обращению с отходами, внедрение РСО осуществляется только на территории многоквартирных домов на общедоступных контейнерных площадках. Перейти к обсуждению вопроса об установке баков для отдельных фракций отходов планируется только в конце 2023 – начале 2024 года. Узнать позицию отраслевого комитета на момент подготовки публикации не удалось, на запрос «МК в Ленобласти» в установленные законом сроки в ведомстве не ответили.
«Получается, что в официальной возможности исполнять наказы Президента по раздельному сбору нам отказали», - считает собеседница «МК в Ленобласти». В настоящее время, в садоводстве решается вопрос об организации накопления «вторички». «Если остановимся на формате периодических акций, будем использовать общественные территории СНТ, где будем устанавливать "бигбэги" для сбора фракций», — поясняет Юлия.
«В показателях национального проекта "Экология" нет раздельного сбора, есть только 100% обработки смешанных отходов. Поэтому правительства регионов и не ставят перед региональными операторами задачу налаживать раздельный сбор. Кроме того, прибыль регионального оператора зависит от объема вывозимых отходов, что идёт в разрез с приоритетами государственной политики, а именно уменьшением образования отходов. От региональных операторов не стоит ожидать экологичных решений, они выполняют определенную функцию в соответствии с контрактом. Повсеместный раздельный сбор возможен только в том регионе, правительство которого закладывает раздельный сбор в свои нормативные документы: территориальную схему и региональную программу», — говорит Анна Смирнова, координатор проектов Ассоциации «РазДельный Сбор».
«У любого регионального оператора есть задачи по организации раздельного накопления отходов. Соглашение регоператора с субъектом подразумевает выполнение федерального законодательства. А последние изменения прямо говорят о запрете захоронения определенных групп вторичных материальных ресурсов, которые являются частью ТКО», — рассказали «МК в Ленобласти» в ПФК «Петро-Васт».
Юридические тонкости: когда мусор превращается в ресурс
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, установка баков для раздельного накопления на контейнерных площадках возможна только при наличии письменного согласия регоператора. Однако, по мнению Натальи Беляевой, генерального директора юридической компании «Дельфи», председателя Комиссии Совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла, члена НТС Росприроднадзора РФ, квалифицирующим признаком твердых коммунальных отходов, за которые отвечают регоператоры, является "смесь" материалов и предметов, выделение отдельных однородных групп отходов на стадии образования такую смесь уже не образует.
«Формально, СНТ и ДНП имеют право самостоятельно организовывать места для раздельного накопления отходов с привлечением любого оператора, легально оказывающего такую услугу, если отходы принадлежат членам СНТ, а само СНТ осуществляет лишь организацию и обеспечивает содержание мест накопления. Несмотря на то, что в понятии ТКО содержится упоминание и об отходах от использования товаров (тех самых вторичных ресурсах, за которыми все гоняются и которые даже воруют) это не позволяет приравнивать отходы от использования товаров, образованных населением в жилых помещениях, использованных для удовлетворения личных и бытовых нужд, к ТКО», — рассказала Наталья Беляева «МК в Ленобласти».
При этом, по мнению эксперта, полный отказ от услуг регионального оператора фактически невозможен, поскольку в процессе накопления так или иначе будут образовываться непригодные для переработки отходы, крупногабаритные, пищевые и прочие.
«В некоторых субъектах РФ, например, Москве, Московской области, право на начисления за вывоз ТКО "по факту" прямо приравнено к обязанности образователей ТКО к раздельному накоплению некоторых видов отходов, помимо накопления отходов в смеси», — говорит Наталья Беляева.
Также одной из причин отказа по внедрению раздельного сбора на территории садоводств в сообщении областного регоператора обозначена невозможность предоставлять юридическим лицам отчетную экологическую документацию, в частности акты об утилизации. В АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» объяснили это незаинтересованностью и отказами компаний-утилизаторов. В Ассоциации «РазДельный Сбор» «МК в Ленобласти» сообщили, что располагают информацией о порядка 100 компаниях Санкт-Петербурга и области, специализирующихся на переработке разных видов отходов и выдающих акты об утилизации.
«Учет отходов ведут только юридические лица и индивидуальные предприниматели, население такого учета не ведет, равно как и не паспортизирует свои отходы. Сейчас развита практика передачи права собственности на отходы жителей МКД управляющим компаниям, которые, приняв отходы на свой учет, по договору с гражданами обеспечивает места раздельного накопления по тем фракциям, по которым у нее заключены договоры с операторами по обращению с отходами (не регоператорами). Учет этих отходов ведется в соответствии с Приказом Минприроды №1028, который не делит отходы на вторичные ресурсы и не вторичные ресурсы. Учет ведется по отходам производства и потребления, идентифицированных конкретным кодом Федерального классификационного каталога отходов, и по ТКО, которое передается только региональным операторам», — пояснила Наталья Беляева.
В Северо-Западном Межрегиональном управлении Росприроднадзора «МК в Ленобласти» также сообщили, что при подготовке статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) садоводства отражают массу всех накопленных отходов, а также сведения о передаче их лицензиатам. Узнать мнение областного комитета по обращению с отходами по данному вопросу не удалость, запрос «МК в Ленобласти» остался без ответа.
Экономические реалии: государственная задача vs доходность
«Получив отказ, наше садоводство приняло решение организовать все без участия регоператора. Проведем первую пробную акцию по раздельному сбору в июне. Посмотрим на отклик жителей и оценим в каком формате продолжать работу дальше: устанавливать ли стационарные баки для накопления или проводить акции с нужной периодичностью. На данный момент ищем утилизаторов, которым можно будет сдавать собранное сырье за оплату. Со стеклом и пластиком маркировки РР определились, договоренности с партнерами по металлу и ПЭТ - в процессе. Надеемся таким образом замотивировать тех, кто смотрит на РСО со скепсисом. Плюс надеемся экономить на вывозе ТКО, поскольку в области расчет идет по фактическому вывозу. Ну и, соответственно, чем больше мы отделим на начальном этапе в переработку, тем меньше уйдет в бак смешанных отходов регоператора. А в жаркие месяцы контейнеры переполнены пластиковыми бутылками от прохладительных напитков, которые в большинстве своем еще и не смяты, то есть мы огромное количество воздуха в бутылках на полигоны отправляем», — рассказывает Юлия, жительница садоводства в Выборгском районе Ленобласти.
Эффективный опыт самостоятельного взаимодействия с переработчиками пластика, металла и картона «МК в Ленобласти» подтвердили в садоводствах Тосненского района Ленобласти. Это помогает не только снижать затраты на транспортирование отходов, но и решать вопросы перенакопления в контейнерах из-за несвоевременного вывоза. О проблемах, с которыми сталкиваются дачники в летний период, «МК в Ленобласти» уже рассказывал.
«Мы понимаем, что предстоит еще тьма работы: протоколы биотестирования для подтверждения V класса опасности отходов, поиск транспорта. У регоператора 80% тарифа - транспортные расходы и нам пока кажется, что главной головной болью также будет транспортировка и погрузка», — рассказывает Юлия.
«Если говорить именно о компаниях, предоставляющих услуги по установке и обслуживанию контейнеров, то их число сократилось с 2021 года с нескольких десятков до почти нуля. Например, ранее раздельным сбором занимались МУПы, но после того, как их лишили подряда по ТКО, они свернули деятельность по работе с отходами. Ни сегодня, ни вчера заниматься сбором и обработкой вторичного сырья не выгодно. Отходы сами себя не окупают», — сообщила «МК в Ленобласти» Анна Смирнова.
«Стоимость собранной «вторички» окупает оборудование для его раздельного накопления, просто это происходит крайне медленно, особенно в связи с высокой волатильностью цен на ВМР», — считают в компании «Петро-Васт».
«Спрос на пластик и стекло на рынке ВМР стабильный, в отличие от закупочных цен. Так, закупочные цены на стекло упали за год в два раза с 4-4,5 до 2-2,5 рублей за килограмм. По пластику ситуация обратная, текущая стоимость ПЭТ составляет 37-38 рублей за килограмм, хотя еще зимой фиксировалась на уровне 24-28 руб. за кг. При этом игроки рынка прогнозируют в ближайшее время снижение цен на пластик из-за импорта пластикового волокна из других стран. Спрос на бумагу и картон, как и закупочные цены, стабильно падают. В настоящее время за 1 кг макулатуры предлагают 4-5 рублей и дальнейшие прогнозы неутешительны. Жесть и алюминий по-прежнему востребованы, но закупочные цены также имеют тенденцию к снижению. Стоимость жести снизилась до 12-16 рублей против 20 рублей зимой, алюминий, соответственно, до 100 рублей против 180 рублей за один килограмм», — рассказала начальник отдела маркетинга ПКФ «Петро-Васт» Карина Сидун.
«Интерес к ВМР на рынке сохраняется, но ценовая политика утилизаторов трудно предсказуема», - подтвердили «МК в Ленобласти» на Заводе по механизированной переработке бытовых отходов (один из субподрядчиков петербургского регоператора). Сегодня предприятие обслуживает контейнеры для раздельного сбора отходов в правой части Невского и Пушкинском районах, а также все бюджетные предприятия и органы власти Петербурга. В распоряжении компании почти 2,5 тыс. собственных контейнеров для накопления стекла и пластика.
«В течение месяца закупочная цена, например, на стекло может упасть вдвое и, действительно, может оказаться ниже себестоимости затрат на сбор, транспортирование и обработку ВМР. Преимущество нашего предприятия в том, что производственная территория позволяет осуществлять накопление и безопасное хранение крупных товарных партий длительное время. То есть мы имеем возможность какое-то время подождать более выгодных предложений и реализовать партию. Хотя говорить о сверхдоходах все равно не приходится - скорее просто о безубыточности», — рассказал «МК в Ленобласти» генеральный директор завода «МПБО-2» Александр Лапченко.
По словам руководителя предприятия, несмотря на всю текущую нестабильность продолжать внедрение системы раздельного сбора отходов можно и нужно. «Это государственная задача и важнейший элемент в деле реформирования отрасли обращения с отходами. Уверен, что экономика со временем выстроится, государство создаст дополнительные стимулы для вовлечения отходов во вторичный оборот, полноценно заработает институт РОП и тогда опыт, полученный в условиях сегодняшней турбулентности, станет важнейшим конкурентным преимуществом», - считает Александр Лапченко.
Надежду на то, что механизмы, заложенные в законе о расширенной ответственности производителей, наконец заработают высказал на полях ПМЭФ-2023 генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев. Говоря о диспропорции между обработкой бытового мусора (порядка 50 %) и его утилизации (11,7 %), он пояснил, что когда стартовала реформа в сфере обращения с отходами, предполагалось два источника финансирования – тариф регоператора, в который на 70-80 % заложена только транспортировка отходов, а также их сортировка и обработка, и институт расширенной ответственности производителей упаковки (уплата в казну экологического сбора с последующим финансированием строительства перерабатывающих предприятий).
«Так вот с дисциплиной у граждан все хорошо, в виде платежей собрали 200 с лишним миллиардов рублей по году. Общий процент собираемости – почти 90 %. А вот с РОПом ситуация не такая радужная. Собираем только четыре-пять миллиардов в год. На доверии модель не работает. А для инвесторов, готовых вложиться в строительство мощностей по переработке, важна возвратность капитала. С тарифом для населения ситуация понятна, с РОПом – есть вопрос. Надеемся, результирующий законопроект будет рассмотрен уже в весеннюю сессию», — заявил Денис Буцаев.