«Далекорастущие» планы
За последние три года Российская Федерация в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» профинансировала реконструкцию трех автомобильных пунктов пропуска на границе России с Финляндией в Ленинградской области. В том числе МАПП «Ивангород» и «Светогорск». На них в общей сложности было направлено почти 120 млн рублей. Основной целью этих работ было увеличение пропускной способности объектов.
Третьим был крупнейший на Северо-Западе автомобильный пункт пропуска «Брусничное». Реконструкция объекта продолжается в настоящее время. По завершении работ в 2023 году пропускная способность МАПП должна была составить 1,8 млн транспортных средств в год, или 4932 авто в сутки.
Всего на реконструкцию пунктов пропуска на границе с Финляндией и Эстонией в рамках нацпроекта из федерального бюджета поступило 2,2 млрд рублей.
Ввиду существенного снижения нагрузки на пропускные пункты на российско-финляндской границе с весны текущего года увеличение пропускной способности, видимо, станет большим заделом на неопределенную перспективу.
Недострой на консервацию
Между тем 1 декабря ФКГУ «Росгранстрой» завершило процедуру торгов по поиску подрядчика, который обследует, обеспечит постановку на учет и подготовит к консервации незавершенные строительством объекты морского пункта пропуска «Брусничное» на Сайменском канале в Ленинградской области.
Итоги торгов по лоту стартовой стоимостью 19 млн рублей завершились 1 декабря. Комиссия выбирала из пяти претендентов. Победила заявка индивидуального предпринимателя, чье предложение было самым выгодным для заказчика. Шурухо Марина Александровна в заявке указала, что выполнит работы по контракту за 9,5 млн рублей, то есть дисконт составил 50%. Предложения других участников торгов были менее щедрыми — от 13,8 млн и выше.
Работы оплатит федеральный бюджет. В их перечне — комплексное обследование технического состояния сооружений и конструкций (фундаменты, металлокаркасы, сваи и конструкции подъездных эстакад и причального сооружения, инженерные сети), принятие решения о достройке или демонтаже, подготовка документов для кадастрового учета объектов, при необходимости — разработка проекта демонтажа. Также подрядчик подготовит документы для согласования списания несостоятельных недостроев с Минтрансом РФ и для консервации жизнеспособных и так далее. Выполнить работу необходимо не позднее 30 октября 2023 года с предоставлением гарантии качества не менее двух лет.
Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы заключила контракт с предпринимателем Мариной Шурухо 6 декабря.
История создания МПП
МПП «Брусничное» появился по соглашению, заключенному правительствами Российской Федерации и Финляндской Республики, о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу от 11 марта 1994 года. Объект функционирует в соответствии с договором об аренде Финляндией российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории (остров Малый Высоцкий). Договор ратифицирован в ноябре 2011 года и «направлен на обеспечение продолжения эксплуатации канала как единого комплекса под управлением Финляндии».
Решение о строительстве нового морского пункта пропуска «Брусничное» на Сайменском канале в Росгранице приняли летом 2013 года. МПП должен был появиться на восточном берегу полуострова Сторожевик на озере Нуйямаа-ярви, рядом с судоходной частью канала (шлюз № 5 «Пялли»). Под строительство МПП — нового причала для проведения контрольно-проверочных мероприятий — предназначался участок береговой линии протяженностью 500 метров.
Проект предполагалось осуществить в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница 2012–2020». Строительство объекта было запланировано на 2013–2015 годы. Его причалы смогли бы одновременно принимать два грузовых и 15 прогулочных судов.
Почему стройка встала — неизвестно, но шанс, что МПП достроят, до этого года был. Теперь это весьма маловероятно. Исходя из того, как обозначены задачи для подрядчика, понятно, что заказчик предполагает необходимость сноса части возведенных конструкций.
Планы и ограничения
До последнего времени Сайменский канал являлся важным и весьма активно используемым инструментом развития экономики как Финляндии, так и России. Больше всего возможностей для развития сотрудничества было, конечно, у Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В правительстве Ленобласти до последнего времени были планы создать в районе Сайменского канала свободную экономическую зону. Эту идею еще в 2015 году озвучил губернатор Александр Дрозденко. Ее реализация могла бы стать прекрасным подспорьем для промышленности региона, предоставив бизнесу такие выгоды, как беспошлинный ввоз комплектующих, снижение налогов и так далее. И возможно, проект уже был бы воплощен в жизнь, но он не нашел поддержки со стороны Финляндии.
До пандемии коронавируса по каналу в год проезжало около 20 тысяч туристов и путешественников. Еще два года назад по водной артерии ежедневно перевозили более 1 млн тонн грузов. В основном это была древесина и продукция деревообрабатывающей промышленности.
Кстати, первые ограничения на использование канала не были связаны с желанием Финляндии вступить в НАТО. В ноябре 2021 года в правительстве России решили запретить экспорт необработанной древесины через ряд пунктов пропуска, среди которых был и Сайменский канал. Так руководство страны планировало поддержать свою лесоперерабатывающую отрасль и исключить контрабандный вывоз лесоматериалов. Это решение обеспокоило финнов, использующих российское сырье для своей целлюлозно-бумажной промышленности. Но Россия обещала, что здесь серьезных затруднений не будет, также намекнув, что лес можно обрабатывать и на его исторической родине.
Затишье
Сезон навигации на Сайменском канале в 2022 году прошел тихо. Хотя никакой информации о закрытии пункта пропуска не было, а на сайте Росграницы МПП «Брусничное» (Сайменский канал) числится как действующий.
По сообщениям СМИ, с каналом проблемы возникли уже на этапе его прохождения ледоколом для запуска навигации. Компании, сдающие ледоколы в аренду, не торопились предоставлять свои суда, не зная, что их может ждать на Сайме.
В Сети повсеместно звучали опасения, что война на Украине может если не совсем прекратить, то надолго заморозить судоходное движение по Сайменскому каналу. Потому что открытым остается вопрос безопасности. Кроме того, после вступления Финляндии в НАТО более остро встанет вопрос пересмотра договора аренды канала. Консервация пункта пропуска на Сайменском канале выглядит логичным «развитием» ситуации.