Продажа жилых домов на побережьях водоемов – не редкость в нашем регионе. Но Водный кодекс накладывает определенные ограничения на использование таких участков. «МК в Ленобласти» решил проверить, часто ли предметом продажи становятся участки непосредственно в границах береговой полосы водных объектов и как близко к воде находятся возведенные на них постройки.
Одна из характерных черт Ленинградской области – наличие большого количества состоявшихся и состоятельных людей, желающих единения с природой. Но перед единением последнюю стараются оформить в собственность. Обычно в таких случаях речь о местах с красивым ландшафтом, лесом и водоемом поблизости. В результате любовь к природе одних нередко заканчивается тем, что она становится недоступна для других – на их пути к природных богатствам вырастают высокие заборы и встают суровые охранники.
Достаточно давно в регионе существует небольшое сообщество, участники которого освещают темы самозахвата побережий рек и озер, тем самым пытаясь хоть как-то противостоять наглости любителей природы с большими возможностями.
Но бороться с проблемой непросто, хотя закон в целом на стороне народа. Водный кодекс Российской Федерации исключает принадлежность частным лицам береговых линий крупных рек и озер – это земли общего пользования, которые должны быть доступны для граждан. Их нельзя купить и застроить, поскольку, как и сами водные объекты, береговые линии являются собственностью государства. В среднем ширина береговой линии водного объекта составляет 20 метров. Меньше она (пять метров) только у рек и ручьев протяженностью менее 10 км.
При помощи простого мониторинга мы проверили, насколько эти параметры выдерживаются в объявлениях о продаже недвижимости у воды, а такие «лоты» не редкость в Ленобласти.
По запросу «дом прямо на берегу озера/реки» сайт объявлений выдал порядка 60 объявлений, из которых мы выбрали несколько наиболее любопытных.
Жидовский ручей, впадающий в руку Мойку, как раз тот самый объект с протяженностью менее 10 км, береговая линия которого составляет не 20, а пять метров. Но судя по тому, что в него «закинуть удочку можно прямо из дома», даже это расстояние от водного объекта до построек в данном случае не выдержано. Не говоря уже о том, что непосредственно берег водоема «своим собственным» быть не может.
Еще одна продажа участка с домом на реке Воронежке, но в данном случае по уже фото сказать, что расстояние от дома до берега составляет менее 20 метров. Кроме того, ниже в объявлении сказано, что «дом и территория надежно охраняются». Похоже, что в данном месте доступ к 20 метрам береговой линии для граждан закрыт. Кстати, подобных объявлений о продаже домов именно на реке Воронежке в подборке сайта было несколько.
Это объявление в комментариях не нуждается. Расстояние от дома до водного объекта по фото точно оценить нельзя, но указанный в объявлении факт оформления в собственность береговой полосы нуждается в проверке.
Это объявление в комментариях не нуждается. Расстояние от дома до водного объекта по фото точно оценить нельзя, но указанный в объявлении факт оформления в собственность береговой полосы нуждается в проверке.
Коттеджный поселок, в котором предлагается приобрести недвижимость – закрытого типа. А значит, доступа к воде для всех желающих на этом участке озера вероятно не будет.
Ни о каких 20 метрах свободной береговой полосы здесь, похоже, не может быть и речи. Использовано полностью все пространство до воды для своих нужд, плюс, как сказано в объявлении ниже, это «полностью закрытая территория за массивным забором с башнями».
Захвата берега здесь нет, но по фото видно, насколько близко постройки расположены к водам Лемболовского озера (площадь – 12,5 квадратного км) – не только на участке из объявления, но и на соседних наделах. Отдельный вопрос – к «официально оформленной аренде со своим спуском к озеру».
Мы позвонили на два из указанных в объявлениях номера – в агентство и частному лицу, чтобы уточнить момент с оформлением собственности на береговую линию. В обоих случаях спикеры полностью подтвердили информацию из объявлений, в том числе факт официального оформления договора аренды береговой линии Лемболовского озера в администрации деревни Васкелово.
Мы направили запросы в комитет по природным ресурсам Ленининградской области, а также в администрации районов, на территории которых расположены объекты их перечисленных объявлений. В частности, письма получат главы: Кировского района – Юнус Ибрагимов, Волховского района – Алексей Брицун, Приозерского района – Александр Соклаков, Кингисеппского района – Юрий Запалатский, Всеволожского района – Андрей Низовский. Вопрос понятный – проверяются ли подобные лежащие на поверхности факты на предмет нарушения Водного кодекса.
Кстати, даже если дом построен не на береговой полосе водоема, но в его водоохранной зоне, которая для крупных водных объектов гораздо шире, его необходимо проверить на предмет соответствия законодательству. Такие строения должны быть максимально экологичны, чтобы не оказывать негативного влияния на расположенные вблизи озеро или реку.