В ответе на запрос «МК в Ленобласти» о причинах появления высокотоксичного вещества в источниках питьевого водоснабжения граждан глава ведомства Маринэ Тоноян советует обратиться в Росприроднадзор и комитет по природным ресурсам. Мол, качество воды и загрязнения окружающей среды – это по их части.
Неделю назад «МК в Ленобласти» сообщил о том, что в воде жителей северных районов Санкт-Петербурга (Курортный) и Ленинградской области (Выборгский) в результате лабораторных исследований обнаружился стирол – токсичное вещество, которое называют «известным канцерогеном».
Исследовалась вода из колодцев, скважин, а также из центрального водопровода. Стирол в не превышающих ПДК концентрациях обнаружился на тот момент в девяти пробах воды, взятых на территориях ДНП «Ольшаники», поселков Первомайское, Подгорное, Ильичево Выборгского района Ленинградской области, поселка Солнечное Курортного района Санкт-Петербурга.
Предысторией этих событий является обнаружение стирола ранее в обводненном карьере «Островский» в ходе инженерных изысканий. Карьер выбран в качестве площадки под строительство комплекса по переработке отходов. По заказу регоператора по обращению с отходами Санкт-Петербурга АО «Невский экологический оператор» на участке под размещение объекта были проведены инженерные изыскания, нужные для дальнейшего проектирования. ПДК по стиролу тогда оказались превышены в четырех местах отбора образцов природной подземной воды.
Как видно из ответа председателя комитета госэконадзора Ленинградской области Маринэ Тоноян, в ведомстве не считают это своей проблемой.
«Надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям Комитета», – говорится в письме ведомства. Там же поясняется, что федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль – относится к задачам управления Роспотребнадзора, а государственный экологический мониторинг окружающей среды – дело комитета по природным ресурсам.
В заключении своего письма ведомство уточняет, что указанные в обращении редакции вопросы оно рассматривать не уполномочено. Кроме того, в 2022 году жалоб от граждан на стирол в воде в его адрес не поступало.
Между тем, территория карьера «Островский» в Выборгском районе, где впервые был обнаружен стирол, относится к землям лесного фонда. И раз там в пробах подземных вод нашли стирол, значит, поблизости был какой-то выброс? Или выбросы?
Если верить информации с официального сайта комитета госэконадзора, к его полномочиям относятся «осуществление регионального государственного экологического надзора, переданных полномочий РФ по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора…». Тем не менее, источник появления стирола на землях лесфонда и распространение высокотоксичного вещества по периферии, ведомство почему-то не интересуют.
Руководство комитета госэконадзора также не посчитало нужным отвечать на вопрос, видят ли вообще его специалисты связь между стиролом в питьевой воде и тем стиролом, который осенью 2021 года обнаружила компания «КПЭИ» в подземных водах на карьере «Островский» в ходе инженерных изысканий – в концентрациях, превышающих предельно допустимые.