В акватории Ладожского озера в Кировском районе прошла уникальная операция. Со дна поднимали машину, пролежавшую там около 80 лет. Через Ладогу в годы блокады проходила знаменитая Дорога жизни. Летом людей, продукты или боеприпасы переправляли на судах, а зимой по льду на машинах или конных подводах. И когда говорят о потерях автотранспорта в блокаду, то счет идет на тысячи машин, подбитых, разбомбленных и провалившихся в полыньи.
Останки грузовика ЗИС-5 поисковики обнаружили в ходе экспедиции в начале июня этого года. Его деревянные части, конечно, не сохранились. Зато уцелели рама, оси и двигатель, все они покрыты толстым слоем ржавчины. Не получили видимых повреждений только покрышки колес. Если удастся выяснить номер машины, вероятно можно будет восстановить ее историю.
Кроме того, вблизи от грузовика были обнаружены разбросанные металлические лыжи, которые применялись в то время на передних колесах автомобилей при движении по снегу. Это помогало перераспределять вес машины и преодолевать неровности.
Автомобиль ЗИС-5 считался настоящей фронтовой рабочей лошадкой. Военные шоферы ласково называли его «Захаром Ивановичем». А в обиходе звали "трехтонкой", из-за веса груза, который он мог перевезти. В кузове могли разместиться несколько десятков бойцов.
Но на Дороге жизни таких автомобилей работало немного, слишком тяжелые. По льду Ладоги ходили, в основном, "полуторки".
Работы по подъему проводили специалисты регионального отделения Российского военно-исторического общества в Ленобласти, музея «Битва за Ленинград» имени Зиновия Колобанова и военно-исторического центра «Дорога жизни». Как рассказал председатель РО РВИО Олег Титберия, в скором времени будут определены сложность и сроки предстоящей реставрации военной, а главное, блокадной реликвии.
Ранее «МК в Ленобласти» рассказал, где можно за две недели обучиться базовым навыкам обращения с дронами: сборке и разборке, пилотированию, радиоэлектронной борьбе.