Полиграф не помог. Подрядчик бросил перчатку «Ультрамару»

Полиграф не помог. Подрядчик бросил перчатку «Ультрамару»
Морской порт Усть-Луга. фото: официальный сайт компании.

Первый крупный иск получил автор одного из самых пафосных морских проектов Северо-Запада. Почти 300 млн рублей требует от «Ультрамара» компания, построившая подъезды к будущему терминалу для перевалки сыпучих грузов.

Терминал, который строит ООО «Ультрамар» Андрея Бонч-Бруевича в порту Усть-Луга - предмет гордости правительства Ленинградской области. Это один из самых перспективных морских проектов, который, в отличие от других, уже начал функционировать - там грузят на суда железорудные окатыши. «Ультрамар» обещает выйти на полную мощность в 2022 году, обрабатывать, в частности, 12 млн тонн минеральных удобрений. Ровно столько минеральных удобрений переваливали в 2020 году все российские порты Балтийского моря, это сотни рабочих мест и миллиарды налоговых отчислений в бюджет.

А 19 октября в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области продолжится слушание процесса, в котором «Ультрамару» предъявлена самая крупная за весь период строительства (с 2018 года) претензия. Петербургское ООО «Нефтегазэнергострой» (НГЭС) бизнесмена Алексея Черноока пытается взыскать с «Ультрамара» 288 млн рублей за строительные работы на терминале. За весь 2021 год петербургский арбитраж принял к производству 10 исков к «Ультрамару» с общей суммой претензий в 379 млн рублей - иск НГЭС составляет три четверти всех претензий к строителю терминала за текущий год.

Алексей Черноок. Фото: Лев Годованник.

ООО «Нефтегазэнергострой» зарегистрировано в Петербурге в декабре 2010 года. Единственный владелец и генеральный директор компании, по данным «СПАРК-Интерфакс» - бизнесмен из Псковской области Алексей Черноок. Выручка компании от продаж в 2020 году составила 264 млн рублей, в портфолио многолетнее сотрудничество с мировым лидером по производству упаковочных материалов Mondi, крупнейшим дорожным предприятием Республики Коми АО «Коми Дорожная Компания».

По словам Алексея Черноока, его контракт на строительные работы для будущего терминала изначально стоил 22 млн рублей, а 20 дополнительных соглашений «тянули» ещё на 430 млн. Директор НГЭС говорит, что 9 допсоглашений «Ультрамар» не оплатил частично, а 11 не оплатил вовсе. Предметом спора стала недоплаченная часть - такими допсоглашениями оформлялись объекты, необходимость в которых возникала в процессе строительства. 288 млн рублей в исковом заявлении - результат арифметического сложения указанных в соглашениях и неоплаченных, по мнению главы НГЭС, сумм.

«Я думаю, происшедшее - результат испорченных отношений между мной и  Александром Тетериным, генеральным директором ООО «Минерал Инжиниринг», третьего участника нашего договора с «Ультрамаром». Хозяин проекта Андрей Бонч-Бруевич всегда лично контролировал строительство и сильно нервничал, когда видел любые задержки. Всякий раз на его вопросы о причинах очередной задержки я прямо отвечал: не доставлены такие-то материалы. А ответственным за доставку как раз был «Минерал Инжиниринг» - то есть, Александр Тетерин. От него же как от финансового директора «Ультрамара» зависела оплата работ. Наверное, кто-то скажет: «Сам виноват» - но я не мог поступать по-другому», - сказал автору статьи Алексей Черноок.

Мнение Александра Тетерина по данному вопросу выяснить не удалось - предложение о комментарии он проигнорировал. Однако, нам удалось прочитать представленный в суд отзыв «Ультрамара» на претензии НГЭС. Из документа следует, что представители «Ультрамара» и выполнявшего роль технического заказчика «Минерал Инжиниринг» не подписывали с НГЭС неоплаченные дополнительные соглашения. Можно предположить, что «Ультрамар» попытается убедить суд в том, что подрядчик либо делал строительные работы для каких-то собственных нужд, либо не делал их вовсе.

«ООО «Ультрамар» не согласовывало выполнение работ, указанных в дополнительных соглашениях №№ 10-20, поскольку не заключало вышеуказанные дополнительные соглашения с ООО «Нефтегазэнернострой», что означает отсутствие у истца права требовать … оплату…», - написано в отзыве на исковое заявление.

Генеральный директор «Ультрамара» Андрей Чайко также не стал комментировать судебный процесс. Алексей Черноок говорит, что работники обеих компаний-заказчиков строительства вообще опасаются общаться на эту тему и, что якобы руководители даже проверяли их на детекторе лжи на предмет возможного сговора с представителями НГЭС.

Пока судебный процесс развивается не так, как этого бы хотел Алексей Черноок. В частности, в конце апреля председательствующая на процессе судья Елена Куприянова отказала НГЭС в наложении ареста на банковские счета и имущество «Ультрамара» для обеспечения иска. Представитель подрядчика ссылался на «увеличение дебиторской и кредиторской задолженности, снижение чистой прибыли, увеличение заемных средств и задолженности по налоговым обязательствам» «Ультрамара» и даже намекал на признаки приближающегося банкротства - не помогло.

Похожая история произошла с «Ультрамаром» в июне 2020 года. Тогда он предъявил претензию другому своему подрядчику ООО «Гидроспецстрой» более, чем на 350 млн рублей. Стороны подписали мировое соглашение после того, как «Гидроспецстрой» выставил встречный иск на 80 млн. В остальных случаях тяжбы доходили до логического завершения - в 2021 году петербургский арбитраж начал производство по 14 процессам с участие «Ультрамара», в 10-ти из которых компания выступила в качестве ответчика. «Ультрамар» пока что ни одну из этих тяжб не выиграл, а две проиграл - в том числе, один проигрыш вступил в законную силу. Но ни разу цена вопроса не была сопоставимой с претензиями НГЭС.

Справка МК:

По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Ультрамар» зарегистрировано в октябре 2009 года в Петербурге. Выручка компании за 2020 год превысила 2 млрд рублей. Основной владелец компании - Андрей Бонч-Бруевич (59.98%). 22.51% принадлежат зарегистрированной в Гонконге Amereus Group HK Limited, 17.5% у московского АО «Арткэпитал Инвестмент», символические 0.01% принадлежат кипрской дочке «Сбеpбанка» компании «Сбеpбанк Инвестментс Лимитед».

Деловые СМИ называют Amereus Group HK Limited компанией Максима Воробьева, председателя совета директоров ПАО «Русская Аквакультура» (управляющая компания группы, лидирующей в сегменте производства атлантического лосося и форели в России). «Эхо Москвы» называет Максима Воробьева многолетним соратником министра обороны России Сергея Шoйгу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру