МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ленинградская область

Из-за острова на стрежень: в Ленобласти прогнозируют рост спроса на круизы

В регионе активно развивают водный туризм

Строительство новой причальной инфраструктуры вблизи объектов исторического наследия и культурных памятников, расположенных на берегах Невы, Волхова и Свири, делает Ленинградскую область привлекательной для туристов. С тех пор как первый универсальный причал появился в деревне Старая Ладога, количество судозаходов увеличилось в 12 раз. Десятикратный рост захода круизных судов зафиксировали в крепости Орешек. В перспективе «зеленые» стоянки для яхт позволят привлечь туристов из-за рубежа.

Новым причалом крепость «Орешек» обзавелась в прошлом году. Фото: «МК в Ленобласти»

Миллиард в речные причалы

О перспективах развития и модернизации пассажирской инфраструктуры водных путей Ленинградской области рассказал председатель комитета по транспорту Михаил Присяжнюк в ходе пресс-­конференции в ТАСС, состоявшейся на прошлой неделе. Интенсивность строительства и современные технологические решения выводят субъект в лидеры по развитию внутреннего водного туризма, а маршруты ежегодно набирают популярность.

Идея использовать водный потенциал Ленинградской области для развития туризма витала давно. По данным комитета по транспорту, на территории региона расположено свыше 1800 километров водных путей. В основном водное пассажирское сообщение применялось для работы переправ (например, регулярного парома через Свирь в Вознесенье Подпорожского района) или же доставки жителей к островам Ладожского озера.

Комплексный план по развитию водных туристических маршрутов, причем не в одиночку, а в содружестве с соседними регионами (Карелией и Новгородской областью), Ленинградская область оформила на полях Петербургского международного экономического форума в 2018 году. Инвестором выступила компания «Конт». В развитие сети причальных комплексов вблизи объектов культурного и исторического наследия планировалось вложить порядка 1 млрд руб­лей.

Уже построены и приняли первых гостей пассажирские причалы в деревне Старая Ладога, Свирьстрое, на острове Ореховый (крепость «Орешек») и в Невской Дубровке, построена новая пристань в Киришах. В этом году туристов, прибывших по воде, примет новгородский Кремль.

Новая пристань в Невской Дубровке. Фото: «МК в Ленобласти»

Кроме того, в содружестве с компанией «Роснефть» возведены и введены в эксплуатацию пассажирский причал на острове Коневец и комплекс в бухте Владимирская на Ладожском озере. Введен в эксплуатацию пассажирский причал у музея-­заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», прорабатывается вопрос строительства новой инфраструктуры в деревне Кобона. Всего построено 10 новых причалов.

«Так интенсивно, как мы, не строит никто. В Старой Ладоге был задан эталон, бренд этой инфраструктуры на воде. В первый год эксплуатации причала было 10 судозаходов, в этом году уже порядка 120», — рассказал Михаил Присяжнюк.

По словам председателя комитета по транспорту, маршрут «из варяг в греки» (от Санкт-­Петербурга через Неву и Волхов до Великого Новгорода) в этом году полностью закончен. Ленинградской области принадлежит координирующая роль, а все инвестиции — привлеченные. Собственные средства субъек­ты не вкладывают, но получают развитую сеть причалов и, главное, рост туристического потока.

«Пример — музей-­заповедник “Прорыв блокады Ленинграда” в Кировском районе, один из самых популярных объектов. Значительное количество неводоизмещающих судов уже останавливается здесь, причалы могут принимать круизные корабли и двух-трех- и даже четырехпалубные суда. Причалы универсальные и имеют возможность в течение недели переставить свой причальный брус на нужный уровень. В крепости «Орешек» предусмотрена возможность зафрахтовать место для стоянки судна из любой точки земли. Работа ведется энергично», — рассказал Михаил Присяжнюк.

Исторический фарватер

Подробно и красочно, с современной графикой и масштабными аэросъемками о развитии водных путей и туристической инфраструктуры должны рассказать два фильма, которые снимает Ленинградская область. Ленты планируется презентовать в рамках международной выставки «Транспортная неделя — 2024», которая пройдет в Москве с 16 по 21 ноября. Один фильм будет, условно, «технический», второй — «документально-­образовательный». Каждый ориентирован на свою целевую аудиторию.

Фильм-путеводитель «Фарватер Северо-­­Запада: развитие, маршруты, история» расскажет потенциальным туристам о возможностях, которые открывают путешествия по внутренним водным путям. По словам продюсера Алины Ерюковой, в задачах авторов — создание развлекательно-­образовательного кон­тента, чтобы аудитория получила представление о ключевых достопримечательностях, доступных на водных туристических маршрутах.

Помимо интервью с руководителями музейных комплексов, в документальной ленте будет подробно рассказано об основных инженерных этапах работы над проектом по развитию внутренних водных путей. Как начинали, проектировали, строили, монтировали сложные мостовые сооружения, как проходили дноуглубительные работы и даже как выглядят навигационные знаки для судов — обо всем этом расскажут специалисты, принимавшие участие в работе. Съемки ведутся прямо сейчас, а полностью смонтирована лента будет к ноябрю. Хронометраж — от 40 минут до одного часа.

Второй фильм — «технический». Он предназначен для тех, кто профессионально занимается эксплуатацией водного транспорта и развитием речного туризма. В ленте с хронометражом не более 20 минут будут даны полные технические характеристики маршрутов, глубин и возможностей причальных комплексов, чтобы владельцы судов могли заблаговременно планировать заходы. Кроме того, будет сделан акцент на применяемые технологии.

По словам главы комитета по транспорту, проектирование одного причала занимает в среднем два-три месяца, на строительство требуется еще четыре-­шесть месяцев. Но многое зависит от исходных условий и сложности выбранных решений. Например, при проектировании причала в Невской Дубровке сначала проводились работы по разминированию: без этого даже изыскания представлялись опасными. В Карелии препятствием являются сложные каменные породы. Решение построить в Свирьстрое причал вблизи судового хода потребовало возведения большого моста, что удорожило проект. Основная технология, которую используют строители, — вибро­погружение свай. В каждом проекте предусмотрена расчистка фарватера и дноуглубление.

«Первый заход в крепость Орешек — высота палубной надстройки корабля, который пришвартовался, была равна высоте крепостных стен! Большой корабль — и все прошло нормально», — рассказал Михаил Присяжнюк.

Высадка туристов у крепости «Орешек». Фото: «МК в Ленобласти»

Глава комитета по транспорту подчеркнул, что при проектировании и последующей эксплуатации причалов большое внимание уделяется безопасности сооружений. Некоторые, как, например, в Свирьстрое и Великом Новгороде, созданы в непосредственной близости от судового хода. Это красиво и интересно, но праздное нахождение на причалах запрещено — безопасность превыше всего. Для наблюдения за процессом швартовки предусмотрены специальные обзорные площадки.

«Основная задача — гармоничное развитие. Например, как в Невской Дубровке: появился причал, и сразу началось развитие береговой инфраструктуры — малые архитектурные формы, смотровые площадки, сотни высаженных деревьев и благоустроенных дорожек», — сообщил Михаил Присяжнюк.

Водный путь в будущее

Останавливаться в развитии водного туризма Ленобласть не намерена и продолжит работу на перспективу. По словам Михаила Присяжнюка, прогнозировать количество судозаходов можно только нарастающими цифрами: если еще в прошлом году в крепость «Орешек» теплоходы «Ракета» и «Метеор» приходили один раз в двое суток, то в этом году рейсы осуществляются на ежедневной основе.

В настоящее время в проекте участвуют четыре субъекта, построено десять объектов. Два новых в Карелии уже спроектированы и ждут начала строительства. В ближайших планах пригласить к сотрудничеству столичный регион.

«И Санкт-­Петербург, и Ленинградская область, и Новгородская область, и Карелия — четыре мощных субъекта Российской Федерации — уже в этой работе. Мы очень ждем и приглашаем Московскую область к нам присоединиться», — заявил Михаил Присяжнюк.

По словам главы комитета по транспорту, ежегодно хотелось бы проектировать минимум по одному-двум причалам и столько же строить. Появляться инфраструктура будет там, где есть точки для показа.

У новых причалов могут останавливаться и большие теплоходы. Фото: «МК в Ленобласти»

В перспективе — привлечение в проект малого и среднего бизнеса, которому, например, может быть интересно организовать места торговли предметами народных промыслов или художественно­ремесленные мастерские. «Зеленые» яхтенные стоянки могут привлечь туристов из-за рубежа. По словам Михаила Присяжнюка, туристический потенциал Северной Европы составляет 10 тысяч человек, причем не в год, а только в период навигации.

Помимо диалога с Московской об­ластью о строительстве причальной стенки в подмосковной Коломне, на канале имени Москвы, рассматривается возможность строительства в Выборге. Но там речь пойдет уже о судах класса «река — море».

«В этом сезоне будем до последнего дня навигации планировать и работать», — заявил Михаил Присяжнюк.

В комитете Ленинградской области по транспорту также отметили, что реализация проекта по развитию внутренних водных путей благоприятно сказывается на развитии прибрежных территорий, жители которых получают качественное благоустройство.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах