К 150-летию Николая Рериха в Международном центре реставрации в Рождествено была отреставрирована картина знаменитого художника «Вечер богатырского Киева» из его первого цикла, посвященного русским былинам.
«На момент работы над репродукцией лекари старины провели комплексное технико-технологическое исследование картины с использованием физико-оптических и микрохимических методов. Специалист выполнил фотофиксацию и исследование в свете видимой люминесценции и инфракрасной рефлектографии», — поделилась подробностями реставратор Светлана Таратынова.
Рефлектография — это метод инфракрасного излучения для проникновения под поверхность краски и отображения изменений в ее составе и подготовительных набросках. Полученные изображения называются инфракрасными рефлектограммами. Они также могут содержать информацию о том, как развивались состав краски и методы ее нанесения.
История создания этой картины связана с Изварой — усадьбой, где прошли ранние годы жизни Николая Рериха. По мнению исследователей, мастерская художника находилась в мезонине, где сегодня работает выставка «Рерих. Начало». Здесь до ноября можно увидеть отреставрированную картину «Вечер богатырского Киева» и оценить каменные средневековые кресты изварского плато, археологические прорисовки и рисунки курганов, сделанные художником-модернистом в период работы над этой картиной.
Напомним, что К 150-летию Николая Рериха в Международном центре реставрации в Рождествено отреставрировали картину знаменитого художника «Вечер богатырского Киева» из его первого цикла, посвященного русским былинам. «Вечер богатырства киевского» (другие названия — «Русский богатырский эпос», «Как перевелись богатыри на Руси»)— уникальный экспонат музея-усадьбы, сюжет которого представляет собой знаменательный момент, заключающий древне-киевский богатырский эпос, целую богатырскую эпоху.
В журнале «Всемирная иллюстрация» публикация 1897 года рассказывают об этом следующее: «Существует мнение, что былина эта – значительно позднейшего происхождения, чем прочие былины Владимирова цикла. Богатыри Владимирова периода дожили до первого нашествия Чингис-Хана в 1223 году. До татар они имели дело с половцами и другими беспокойными, но сравнительно слабыми народами, и постоянные победы над врагами должны были вселить в народных героев самоуверенность, дошедшую до самообольщения. И первые полчища новой и неведомой силы, пришедшие с Востока, наши богатыри не могли не встретить с их тою же самонадеянностью, выразившеюся в словах Алеши Поповича:
….Подавай нам силу хоть небесную;
Мы и с тою силой, братцы справимся…
Позднее стало известно, что богатыри возгордились, взбунтовались против небесных сил и обратились в камень из-за своей гордыни. Это служит символом и предостережением: только в единстве с высшими силами, только при наличии веры в Бога русские богатыри могут жить и побеждать.