Жители обанкротившегося садоводства в Мгинском городском поселении Кировского района Ленобласти получили квитанции за вывоз бытовых отходов, обиделись и платить не хотят. В муниципалитете о брошенном массиве знают, но помочь не могут – законных оснований включить все участки в границы населенного пункта нет, а самоорганизовываться собственники не хотят. За электричество платить вынуждены, на содержание дорог скидываются, но на вывоз мусора, извольте, - ближайшая контейнерная площадка в трех-пяти километрах. Мусорный регоператор готов судиться.
«Владельцев участков, находящихся в Кировском районе Ленобласти, в Мгинском городском поселении, на территории массива «Петровская дача», к которым отношусь и я, взволновали квитанции (они же счета по факту оплаты договора) на вывоз твердых коммунальных отходов, выставленные АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». И тому есть причины. Квитанции, в каждой из которых, указан долг, начиная с июля 2022 года, появились неожиданно и почему-то находятся в единственном на всю многокилометровую округу магазине. Просто скопом. Порой без указания фамилий, указаны лишь кадастровые номера земельных участков. Дело в том, что так называемого массива «Петровская дача» по факту не существует», - рассказал «МК в Ленобласти» Владимир Копылов.
На месте бывшего совхоза – брошенный жилой массив
История появления на кадастровой карте данного массива, к сожалению, в Ленинградской области не оригинальна. Продажи участков здесь начались еще в 2007 году. Как сообщили в администрации Мгинского городского поселения, на землях бывшего совхоза было создано дачное некоммерческое партнерство «Турышкино – Петрово» (по названию ближайших деревень, между которыми расположилось садоводство). Впоследствии ДНП обанкротилось, и собственники участков остались без единого руководства. В настоящее время 800 земельных участков размещены на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для ведения садоводства. Примерно двумстам домовладениям повезло – им присвоили адреса и дали название улицам. Сколько реально домовладений построено в массиве в муниципалитете не знают – не было необходимости вести учет.
«Законной возможности включить массив в границы населенного пункта у нас нет, также как и принять на содержание автомобильные дороги. Бывшим руководством ДНП на этапе продажи участков были оформлены только пять проездов и то они не соответствуют требованиям, установленным к муниципальным автомобильным дорогам. Со своей стороны, мы неоднократно рекомендовали жителям договориться и создать садоводческое товарищество. Это позволит цивилизовано и в соответствии с требованиями законодательства организовать работу и решать вопросы, связанные с содержанием дорог, уличным освещением и вывозом мусора», - прокомментировал заместитель главы администрации Мгинского городского поселения Игорь Добровольский.
«Сейчас администрация не чистит дороги, не занимается освещением территории и тем более не организовала площадку для сбора мусора, а лишь призывает собственников к самоорганизации. Но желания самоорганизовываться в какое-то юрлицо у людей нет. И давно. Люди немножко обижены. Когда ДНП было признано банкротом, мы оказались брошенными и ненужными никому. Создавать другую организацию никто из собственников участков не хотел еще и потому, что далеко не все владельцы имели возможность и даже планы что-либо строить. По мере возможности мы сами чистим от снега и латаем наши дороги. Сами же вывозим мусор на личном транспорте, преимущественно в Санкт-Петербург, где у большинства имеются квартиры и строчка в квитанции на вывоз мусора. Кстати, в 2012 году западная часть (в ту пору ДНП) была включена в границы деревни Петрово, что следует из материалов Генерального плана поселения, но многие владельцы не знали этого факта вплоть до последнего времени, хотя, по сути, они уже являются владельцами не дач, а индивидуальных жилых строений. Большинство из нас с удовольствием приняла бы известие, что мы стали деревней или поселком, но администрация Мгинского городского поселения на данный счет отвечает лишь отказами и не замечает нас от слова «совсем», а иногда и от слова «надоели», - говорит Владимир Копылов.
Меж тем, как утверждают в администрации, – возможности включить земли бывшего совхоза, распроданного на земельные участки, в границы населенного пункта нет. Понять можно - нагрузка на бюджет в связи с присоединением 800 домовладений может оказаться избыточной, ведь дополнительных налоговых поступлений не прибавится. По закону садоводы могут обеспечивать свою жизнедеятельность самостоятельно, без создания товарищества, но в этой части закон «содержит общие фразы и не дает конкретных рекомендаций по реализации такой возможности», - говорит Игорь Добровольский. Ясно одно – все договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями заключаются напрямую. Но и здесь не ладится: абонентов из числа владельцев неоформленной собственности в несуществующем дачном массиве найти крайне затруднительно.
«После банкротства нашего ДНП последовал неторопливый процесс перезаключения на прямые договоры электроснабжения участков с АО «Ленэнерго», который не завершился до сих пор. Часть потребителей получают электроэнергию, пользуясь старыми договорами (подключением), заключенными еще с ДНП «Турышкино – Петрово», которые до сих пор никто не отменил, то есть фактически оплату не производят. При этом трансформаторные подстанции не справляются с фактической нагрузкой - отключение электроэнергии довольно частое событие. На содержание дорог, благодаря активной позиции отдельных собственников участков, большинство все-таки скидывается, но по оплате за вывоз мусора развернулась целая дискуссия и мнения разделились: контейнерной площадки у нас нет. Если бы услуга фактически и качественно оказывалась, вопросов бы не было», - поделился мнением жителей массива Владимир Копылов.
Куда бы выбросить?
По словам замглавы администрации Мгинского городского поселения Игоря Добровольского, собственникам участков бывшего ДНП «Турышкино – Петрово», а ныне массива «Петровская дача» предложено пользоваться контейнером большой вместимости, установленном в деревне Сологубовка. Но вывоз там осуществляется редко.
«Сами мучаемся, подбираем за дачниками, но дорога на Петербург проходит мимо Сологубовки, можно выбрасывать мусор по пути», - говорит Игорь Добровольский.
В АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (региональный оператор, отвечающий в регионе за сбор и вывоз бытовых отходов) жителям предлагают пользоваться контейнерной площадкой в Турышкино. Но там всего три кубовых контейнера, за которыми приезжают раз в неделю.
«Контейнерная площадка в Сологубовке находится километрах в пяти от нашего массива и заезжать туда неудобно – место располагается в глубине поселения. Площадка в Турышкино – на расстоянии 1,2-3 километра от участков массива, по дороге в Малуксу (туда ездят лишь грибники и отдыхающие на расположенных рядом карьерах), да и рассчитана она на обеспечение нужд только деревни Турышкино, в которой прописано всего лишь 12 человек. По факту, конечно же, в самой деревне собственников домов раз в десять больше, но нормы, на момент организации этой площадки, считались от числа зарегистрированных, а их мало. Потому контейнерная площадка, как правило, переполнена. Мусор валяется вокруг, а вывозится раз в неделю. И именно на эту площадку указывает нам в своих ответах регоператор. Не трудно представить, что станет с ней, когда мусор сюда повезут владельцы еще более 500 участков. Площадки для ТКО в деревне Петрово нет совсем, а официальное население еще меньше, чем в Турышкино. В результате, мы вынуждены увозить свой мусор в Петербург, где также имеем строчку в квитанции от регионального оператора», - рассказывает Владимир Копылов.
Еще один аспект волнует жителей брошенного на произвол судьбы садоводства в части легитимности произведенных начислений. Далеко не все владельцы участков на территории массива уже отстроились и зарегистрировали свои дома в Росреестре, а значит, являются лишь владельцами земельных участков.
«Согласно определению Верховного Суда РФ от 06.07.2022 N 309-ЭС22-10066 по делу N А71-8061/2021, если на участке нет пригодных для жизни построек, пусть и временных, выставлять счета за вывоз твердых коммунальных отходов нельзя. Теплица без фундамента, бытовка, бортовой кузов на раме не дают возможности собственнику здесь жить. А значит, владелец земли и платить за вывоз бытового мусора не обязан. При этом, одним из собственников участка в массиве недавно был получен ответ от АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», в котором указаны обобщенные ссылки на некую судебную практику, где сказано, что «ТКО образуются не только в процессе жизнедеятельности в жилых помещениях, но также и в любых иных зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, садовый и огороднический участок в соответствии с указанными нормами не является исключением», а это в корне противоречит приведенному определению Верховного Суда РФ. Так за что же нам, в условиях неопределенного статуса поселения, незарегистрированных домах, фактического отсутствия удобной площадки для сбора ТКО, рассчитанной хотя бы с учетом реального количества участков, выставлены счета?» - аргументирует Владимир Копылов.
Разные практики
«МК в Ленобласти» обратился за комментариями по сложившей ситуации в регулирующий орган исполнительной власти – комитет Ленинградской области по обращению с отходами. Там, в суть запроса, по-видимому, особо не вникали, но сообщили, что платежные квитанции формируются областным Единым информационно-расчетным центром на основе сведений, предоставляемых региональным оператором по обращению с отходами. Если что не так – нужно уточнять там. Также подчеркнули, что каждый житель обязан заключить договор на обращение с бытовым мусором и что эта услуга оказывается на территории всей Ленинградской области регоператором. Информацию об отсутствии мест накопления отходов в массиве «Петровская дача» как будто бы не заметили. Кстати, по данным областного комитета по тарифам и ценовой политике, в сумму необходимой валовой выручки АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» при установлении тарифа регоператора на 2023 год на договорную работу и взаиморасчеты с ЕИРЦ заложили почти 68 миллионов рублей.
В самом регоператоре запрос «МК в Ленобласти» вызвал раздражение. Пресс-секретарь Анастасия Никитина пожелала ознакомиться с уставом редакции, прежде чем рассмотреть в поступившем запросе признаки его «редакционности». Однако сообщила, что региональный оператор использует выписки из публичной кадастровой карты для того, чтобы выявлять лиц, образующих отходы, для выставления им платы и «осуществления дальнейших действий по взысканию платы за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО в судебном порядке». На вопрос, почему начисление производится на земельный участок, а не на конкретного собственника жилого дома, как того требует российское законодательство и областной приказ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», не ответила, но сообщила, что, «законодательство РФ не связывает обязанность по оплате ТКО с регистрацией в ЕГРН права собственности или иного вещного права на здание и строение, а учитывает в том числе и фактическое нахождение на земельном участке зданий и строений, которые в результате их эксплуатации собственниками образуют в силу закона ТКО» (орфография и пунктуация сохранены – прим. ред.). Также несогласным с начислениями было предложено направить регоператору документы и фотоматериалы для подтверждения отсутствия на земельном участке зданий и сооружений.
«По результатам соответствующей проверки начисления могут быть скорректированы», - допустила Анастасия Никитина.
Почему-то с ней не согласились практики в соседних регионах. По словам Марины Мезенцевой, заместителя генерального директора ООО «Экопром» (региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами Псковской области), согласно положениям Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" начисление за услугу регионального оператора возможно исключительно в отношении собственников жилых помещений.
«Уже сложилась судебная практика по этому вопросу. Мы и не начинаем обслуживать многоквартирные дома без поквартирного списка. В отношении собственников индивидуальных домов собираем сведения самостоятельно через государственные информационные системы и перед начислением все проверяем. В отношении садоводств – если образуется долг более чем в два месяца, решаем вопрос через суд, не затягивая», - рассказала Марина Мезенцева.
По словам заместителя председателя петербургского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Ивана Казакова, в Северной столице таких коллизий не случается.
«Невский экологический оператор уделяет большое внимание договорной кампании. Сложностей с заключением договоров с владельцами индивидуальных жилых домов не возникало. На тех территориях, где по различным причинам невозможно обустройство централизованного места накопления бытовых отходов, сбор и вывоз осуществляется сигнальным методом – спецтранспорт прибывает на место по специально согласованному графику и осуществляет прием отходов у жителей», - пояснил Иван Казаков.
Попытка получить дополнительные разъяснения в АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» сильно прогневала заместителя генерального директора Надежду Снигиреву (кстати, чиновница с такой же фамилией и инициалами в 2022 году возглавляла один из отделов комитета Ленинградской области по обращению с отходами). В ответе редакции она вновь потребовала ознакомить ее с уставом и организационной структурой средства массовой информации, а также усмотрела в повторном запросе «признаки злоупотребления правом». Кроме того, по ее мнению, так как журналист направляет запрос не в рамках защиты своих собственных прав, то «обязанность по проведению соответствующей аналитической работы» на регоператора законодательно не возложена. Однако, пересилив себя, сообщила, что потребители услуги регионального оператора обязаны осуществлять складирование отходов в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Сам договор типовой и считается заключенным на условиях публичной оферты. Где потребитель может ознакомиться с существенными условиями этого договора и каким образом их можно корректировать, пока не подсказали.
Напомним, в 2019 году губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко на несколько месяцев был введен мораторий на начисление платы за вывоз мусора для жителей частного сектора в тех поселениях, где отсутствовали общедоступные контейнерные площадки. Предполагалось, что региональный оператор актуализирует базу для начислений, а субъект создаст условия для строительства мест централизованного накопления отходов. В Ленинградской области была принята программа, позволяющая выделять субсидии из областного бюджета на обустройство контейнерных площадок в поселениях. По данным областного комитета по обращению с отходами в 2022 году за счет средств областных субсидий было создано 554 места накопления бытовых отходов, на 2023 год было запланировано строительство еще 489 контейнерных площадок. По данным областного регоператора, он обслуживает более 18 тысяч контейнерных площадок.