МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ленинградская область

Господа губернаторы, а законна ли «Волхонка»?

Фото: пресс-служба администрации Петербурга

Губернаторы Петербурга и Ленобласти Александры Беглов и Дрозденко торжественно запустили мусорный завод на «Волхонке». Но есть нюанс – а было ли законное право начинать это строительство у регионального оператора НЭО или не было. Ведь летящие на мусор чайки – реальная угроза для жизни пассажиров самолетов в аэропорту «Пулково».

В середине декабря глава Петербурга Александр Беглов, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко под руководством представителя «Интер РАО» Борисом Ковальчуком, руководителем Невского Экологического Оператора (НЭО), и руководителем ППК «Российский экологический оператор» Денисом Буцаевым торжественно «запустили» первую очередь комплекса по переработке отходов (КПО) «Волхонка». НЭО сработало быстро. Однако, возможно, была упущена важная деталь - разрешение на строительство от Госстройнадзора. Если разрешения нет, то де-юре сейчас завод не законен и не сможет получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Чем такая ситуация может обернуться для самого перспективного детища «мусорной реформы» попытался разобраться «МК в Ленобласти».

О нажатии на до комичности большую кнопку, торжественно запускающую оборудование первой очереди КПО, отрапортовала пресс-служба администрации Петербурга 16 декабря. На фотографиях, приложенных к отчету, красуются свежеокрашенное в чистый небесно-синий цвет оборудование со сложной системой конвейеров. Однако, судя по крепко укатанным в пуховики участникам церемонии и легкому румянцу на их лицах, отопление в производственных зонах пока еще не запущено. Оно и понятно, ведь объявленное окончание работ, это, скорее всего, завершенный восьминедельный подряд, подписанный с ООО «ЭнергоСеть» еще в конце июля. А это только 375 млн рублей из 4,2 миллиарда уже разыгранных и из 6,3 миллиарда, заявленных на модернизацию. Впереди второй этап, а дальше третий, четвертый и так далее. Кстати, задачи на 3,5 млрд рублей также будет выполнять «ЭнергоСеть», которое СМИ уже неоднократно называл активом одного из бенефициаров НЭО – «Интер РАО».

Кто-то скажет: работа по обновлению схемы обращения с мусором в регионе пусть и медленно, но продвигается. А значит это хорошая новость. Однако вынуждены высказать сомнение. Создается впечатление, что обустройство новых мусороперерабатывающих мощностей идет слишком быстро. Ведь если объявленный завершенным первый этап строительства был произведен без согласований на это самое строительство, то в данном случае, речь может идти не о каких-то эфемерных бюрократических проволочках, а о серьезной угрозе гражданской авиации.

КПО «Волхонка» находится на территории закрытого на рекультивацию полигона бытовых отходов «Южный», хорошо известного жителям города и области по меняющей равнинный ландшафт 40-метровой горе мусора. В быту его также именуют «Волхонкой». И закрытый для приема отходов полигон и новый комплекс переработки находятся в непосредственной близости к аэропорту «Пулково». Летом 2013 года эта близость привела к казусу мирового уровня – полигон загорелся накануне проходившего в Петербурге международного саммита G20, а дым от пожара мешал приземляться в Пулково самолетам VIP-гостей. Собственно, вскоре после этого ЧП полигон был закрыт, а затем передан на рекультивацию.

Еще один важный момент – задолго до этих событий полигон представлялся излюбленным местом пиршества для чаек, поедающих гниющую «биологию». А близость пернатых к местам взлета и посадки самолетов создает немалые риски попадания птиц в двигатели или стекло кабины, со всеми вытекающими последствиями.

Но «мусорная реформа» начата (по крайней мере громко заявлена) и власти столкнулись с необходимостью выбирать места для размещения необходимых КПО для мусорщиков из НЭО. О том, как это не просто, мы писали неоднократно – понятно, что жители Ленобласти и городских предместий совершенно не горят желанием обитать рядом с мусороперерабатывающими комплексами. С этой точки зрения «Волхонка» - идеальная локация. Здесь весьма хорошая транспортная доступность, а историческая близость полигона и огромного Южного кладбища давно снизили привлекательность жизни в этих местах примерно до нуля. То есть, народных протестов от идеи размещения КПО здесь точно не предполагается, по крайней мере сейчас. Как на работу КПО, после выхода на проектную мощность, посмотрят жители вновь возводимых на Пулковском шоссе жилых комплексов – вопрос открытый, но скорее всего их мнение особо учитываться не будет.

Главная сложность - разобраться с охранной зоной аэропорта. Летом текущего года власти города пытались договориться о сокращении зоны, запрещающую расположение объектов «способствующих привлечению и массовому скоплению птиц». Росавиация сначала пошла на некоторые уступки, представив документ уменьшающую запрещающий радиус с 15 км до 7,5 км. Правда дальнейшая судьба этих правил до сих пор неизвестна, документ уходил на антикоррупционную экспертизу, но и ее результатов в открытых источников нам найти не удалось.

Тем не менее этого тоже недостаточно. Коллеги из «Фонтанки.ру», используя спутниковые снимки, подсчитали, что самое удобный метод счета для полигона все равно показывает дистанцию до аэропорта в 6,9 километров. А если проводить прямую между объектами, то Яндекс.Карты покажут 4,4 километра. Разговоры о дальнейшем уменьшении зоны пока, похоже, не нашли понимания в Росавиации.

Как пояснил наш собеседник в Смольном, хорошо знакомый с ситуацией, до начала строительства КПО «Волхонка», НЭО попытался получить разрешение на строительство объекта, используя некое письмо от управляющей компании «Пулково» ООО «Воздушные ворота Северной столицы». Однако в городском Госстройнадзоре эта «депеша» восторга не вызвала и в выдаче разрешении на строительство НЭО было отказано. Но вот нюанс – завод то вовсю строится. Иначе что бы  торжественно презентовал Ковальчук младший господам-губернаторам Петербурга Беглову и Ленобласти Дрозденко 16 декабря? Как пояснил нам собеседник в строительном блоке городского правительства, на момент торжественного запуска НЭО разрешения на строительства еще получено не было.

Таким образом, если разрешительная бумага действительно отсутствует, то это может обернуться не только штрафными издержками (а максимальная штрафная санкция в 1 млн рублей структурам «Интер РАО» точно будет по зубам), но и вполне реальной угрозой для транспортной сферы. Мы попытались дозвониться до канцелярии или пресс-отдела ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», оперирующего деятельность аэропорта, но там, то ли из-за предновогодней суеты, то ли из-за нелетной погоды, отвечать нам не стали. Мы направим ряд вопросов о текущей позиции аэропорта по поводу «мусорного» и «птичьего» вопросов по электронной почте.

Однако, даже если предположить наличие какого-либо компромисса (возможно НЭО даже удастся договориться с чайками), то вопрос бюрократии также имеет свои острые углы. Ведь одно дело построить объект без согласования, заплатить штраф, а потом все же получить всю разрешительную документацию. Другое - использовать оборудование уже буквально сейчас. А для этого нужно получить еще один официальный документ – разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, который, что очевидно, выдается после получения разрешения на его строительство.

И вот тут появляется важный юридический нюанс – без разрешения на ввод, оборудование комплекса нельзя поставить на баланс как работающее, а сам комплекс на кадастровый учет и так далее.

Вопрос есть ли в работе комплекса, запущенного без разрешения на эксплуатацию, уголовный или административный состав — это вопрос не простой. И если он встанет, то разбираться в нем придется уже правоохранителям. А учитывая, что работа с некоторыми отходами в том числе подлежит лицензированию - скандал может быть огромный. И если «Волхонка» заработает без всех положенных разрешений, то вполне вероятно, что в поле зрения главы СК РФ Александра Бастрыкина, который последнее время проявляет пристальное внимание к событиям в Петербурге, попадет и сфера обращения с мусором.

Конечно, мы сомневаемся, что уголовное преследование грозит новой разрастающейся мусорной империи Бориса Ковальчука. Однако задать вопросы напрямую представителями «НЭО» нам также не удалось. Идиома «давайте уже после праздников» в действии.

Также мы связались с заместителем начальника службы Госстройнадзора Петербурга Вячеславом Захаровым, но тот сослался как на занятость, так и не осведомленность в вопросе. Получить стоящий комментарий по общедоступным телефонам службы нам также не удалось – накануне новогодних праздников большинство из них просто отвечало длинными гудками.

Что же, похоже, что такие виражи деятелей «мусорной реформы», всеми своими рисками могут лечь на кого угодно, но не на бенефициаров «НЭО». Начиная с Росавиации, которую скорее всего выставят крайней в случае возможного авиапроишествия, заканчивая простыми петербуржцами, которые уже сегодня оплачивают обустройства нового стола для чаек тарифами в 12 раз больше, чем в столице, где заявленная реформа работает уже далеко не первый год. Немного о тарифной мусорной стратегии уже рассказывал портал Delta.News, мы же подробно расскажем читателям о их необъяснимой дороговизне после новогодних праздников.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах