В Волосовском районе на базе Балтийского вагоноремонтного завода в Рабитицах прошло первое в этом году заседание Совета по улучшению инвестиционного климата Ленинградской области.
Новые производства ищут сотрудников
Первое заседание инвестиционного комитета предварило торжественное открытие Балтийского вагоноремонтного завода (БВРЗ) группы компаний «Новотранс» в Рабитицком поселении.
«Реализация этого инвестиционного проекта — пример эффективного сотрудничества. Мы заключили соглашение в рамках ПМЭФ‑2019, когда здесь была голая площадка. И вот менее чем через четыре года здесь заработал крупный современный завод. Холдинг “Новотранс” объединяет пять промышленных предприятий по всей стране. Рад, что мы к ним присоединились: в объемах — это 15% вагоноремонтного рынка России», — прокомментировал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Балтийский вагоноремонтный завод будет осуществлять комплексное обслуживание грузовых вагонов в Северо-Западном федеральном округе. Его проектная мощность составляет 30 тысяч вагонов и более 36 тысяч колесных пар в год. Это делает БВРЗ одним из крупнейших вагоноремонтных заводов в России. Предприятие займет важное место в транспортной инфраструктуре Ленинградской области и дополнит спектр услуг «Новотранса» в регионе, куда также входят грузоперевозки и перевалка грузов на морском терминале LUGAPORT в порту Усть-Луга.
На заводе будет создано порядка 1,5 тысячи рабочих мест, в том числе для дефектоскопистов, электрогазосварщиков, электриков, токарей, квалифицированных бригадиров и мастеров. По предварительным расчетам, после выхода БВРЗ на проектную мощность налоговые отчисления предприятия превысят 1 млрд рублей.
Как подчеркнули участники инвестиционного совета, новые производства создают спрос на новые профессиональные кадры, подготовка которых должна осуществляться совместно с комитетом общего и профессионального образования, в том числе и путем формирования целевых программ.
«Мы выстояли»
Открывая совещание, губернатор Ленинградской области дал оценку текущей экономической ситуации в регионе.
«Мы всегда были в числе лидеров по привлечению инвестиций. У нас много преимуществ: приграничный регион, выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура. Но еще в мае прошлого года мы были в числе “красных” регионов, потому что на территории Ленобласти находилось большое число предприятий с иностранным капиталом и предполагалось, что мы окажемся в трудной экономической ситуации. Многое зависит от политических факторов и мировой конъюнктуры, но мы выстояли», — уверен Александр Дрозденко.
Заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов согласился с тем, что в середине прошлого года поводов для оптимизма не было. Тогда падение экономики по всем отраслям на 2023 год прогнозировалось на уровне 6–8%. При этом самые существенные риски связывали именно с уходом с рынка компаний с иностранным капиталом. Чиновник также отметил, что «уже стал забывать названия этих (ушедших. — Прим. ред.) компаний», а их ниши активно занимают российские инвесторы.
«Бизнес перестроился феноменально быстро, в кратчайшие сроки были выстроены новые логистические и финансовые цепочки. Убежден, что это является принципиальным отличием от кризиса 1990‑х годов, когда промышленность управлялась государством. Например, Тихвинский вагоностроительный завод, который в прошлом году из-за нехватки комплектующих и финансовых сложностей остановился, сегодня вновь работает. То же самое касается перезагрузки компаний с иностранным капиталом: пришли российские инвесторы и возобновили работу производств», — рассказал Дмитрий Ялов.
В числе сложных отраслей глава комитета экономразвития выделил производство автокомпонентов и предприятия лесного комплекса, которые, по сути, были частью единого европейского кластера. По словам Дмитрия Ялова, еще не понятно, «кто по кому больше ударил», но падение по кругу лесопромышленных компаний в 2022 году в Ленобласти составило 44%. На третьем месте чиновник назвал строительную отрасль. Хоть и оговорился, что первые два месяца 2022 года были стабильными, следующие три сопровождались ажиотажным спросом на стройматериалы, потом наступило резкое охлаждение.
«Мы видим падение сделок по приобретению новых земельных участков», — сообщил Дмитрий Ялов.
К растущим сегментам экономики относится в первую очередь производство напитков (+75%), прочих металлических изделий (+30%), одежды (+2,5%).
«Серьезно беспокоит ситуация с потребительским спросом, который упал на 10%, а это больше, чем в среднем по России. Снижение спроса тянет вниз за собой малый бизнес. Возможно, это не так значимо с точки зрения налоговых поступлений, но с точки зрения занятости и равномерного развития территорий — важно. Даже если вычесть из этого показателя спрос, который региону гарантировала деятельность центров “Мега” и который в основном формировался за счет потребителей Санкт-Петербурга, падение спроса составит 8,4%. Это совпадает со среднероссийским значением, но беспокоит — цифра очень серьезная», — заявил Дмитрий Ялов.
Прозрачные проекты получат «зеленый коридор»
Для поддержки инвестиционной активности с прошлого года в Ленобласти внедрен инвестиционный стандарт 2.0, который состоит из следующих элементов:
- инвестиционная декларация, в которой прописаны базовые условия работы в регионе для потенциальных инвесторов;
- агентство экономического развития, специалисты которого сопровождают каждый инвестиционный проект;
- инвестиционная карта и свод инвестиционных правил (документ прописывает требования и процедуру получения всех необходимых документов);
- инвестиционный комитет (по сути, переименованный Совет по улучшению инвестиционного климата).
«В этом году мы сконцентрированы на внедрении инвестстандарта на муниципальном уровне, нужно подтянуть инвестиционные полномочия», — прокомментировал заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Егор Мищеряков. Он также рассказал о том, как в регионе проходит работа по реинжинирингу архитектуры получения необходимых согласований и разрешений.
«Мы уже практически закончили инжиниринг услуги по вводу объекта в эксплуатацию, ускорили почти половину операций. За счет новых механизмов срок получения разрешения на ввод должен сократиться с 90 до 30–35 дней. Сложнее история с разрешением на строительство. Документов больше, процедуры сложнее. Сейчас тестируем пилотный проект совместно с Россетями. Логика новой архитектуры предполагает единую систему, в которой совместно и единовременно работают все участники согласования — владельцы земли и сетевых объектов, органы государственной власти и местного самоуправления, так, чтобы инвестор мог выделить те инстанции, которые нужны для согласования, и они делали бы это единомоментно. Это поможет сократить срок получения разрешения на подключение до 60 дней», — заявил Егор Мищеряков.
«Мой девиз — надо эволюционировать. Мы первые применили такое понятие, как “зеленый коридор”, для бизнеса. Если бизнес-проекты понятны и прозрачны, то задача власти — минимизировать бюрократию и помочь в их реализации. Итоги показывают, что это правильное решение», — резюмировал Александр Дрозденко.
«Я удивлен, что сюда попал»
О сложностях, с которыми сталкивается потенциальный инвестор в Ленобласти, рассказал заместитель генерального директора по развитию и продажам АО «Перинт» Григорий Моносов. Предприятие с конца 1980‑х годов работало на территории Санкт-Петербурга, но в связи с расширением перебралось в Ленобласть. Компания специализируется на производстве изделий из пластмасс и выпускает порядка 4,5 млн изделий в день. Ориентирована на импортозамещение.
«Мы наработали хорошие технологии и хотим делать изделия европейского качества по китайским ценам. Когда Минпромторг РФ заявил о необходимости сделать упаковку для новой назальной вакцины против COVID‑19, мы настроили оборудование буквально за два месяца. Сейчас главное — дальше расширять производство. В планах компании — через пять лет достичь оборота 8 млрд рублей, налоги, естественно, в полном объеме будут поступать в бюджет Ленинградской области», — рассказал Григорий Моносов.
По словам представителя компании, участок, где сейчас сосредоточено производство, расположен на территории промзоны Соржа-Старая в Заневском поселении Всеволожского района. Инфраструктурные возможности полностью исчерпаны. Необходимо расширяться на соседний участок, а его необходимо перевести в категорию земель промышленности. Пока не получается.
«У вас вопрос только по участку? Не вижу проблем», — удивился губернатор.
Главе региона пояснили: техническое задание готово и направлено в адрес главы администрации Заневского поселения для внесения изменений в документы территориального планирования. Но неоднократные встречи пока результатов не принесли.
«Беру на контроль. Дождемся доброй воли. Если ее не будет, будет другая», — пообещал Александр Дрозденко.
«В Ленинградской области нашему предприятию помогают. Я вообще удивлен, что я сюда попал», — искренне поделился Григорий Моносов.
«Власть может быть с человеческим лицом», — подвел итог совещания Александр Дрозденко.